Меню

Уральский потребитель близок к панике

Новый опрос общественного мнения показал: полстраны живет в ожидании финансового кризиса. Панические настроения вызваны политикой эмбарго. В Екатеринбурге некоторые b2c-рынки уже просели.

52% опрошенных россиян считают, что санкции Запада в отношении России могут повлиять на ее финансовую систему и породить в стране финансовый кризис, сообщает Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) по результатам опроса в октябре 2014 г. В мае о вероятности такой угрозы говорила треть опрошенных (33%).

Если в мае большая часть россиян говорила, что не перестала и не намерена отказываться из-за санкций от каких-либо финансовых услуг — кредитов, депозитов, страховок и др. (97%), то в октябре 7% опрошенных заявили, что уже отказались, а еще 20% — задумываются об отказе. В целом по стране финансовыми услугами пользуются около 75-80% россиян.

Большинство россиян (70%) никак не изменили свои потребительские привычки из-за текущей экономической ситуации, тем не менее каждый десятый (11%) стал покупать более дешевые продукты или марки продуктов и практически, почти столько же (9%) — сократили объем покупок. 4% стали копить деньги или увеличили сумму вложений или сбережений. Незначительное число граждан (3%) отказалось от совершения крупных покупок (машины, квартиры и др.), столько же россиян отказалось от поездок за рубеж.

Ирина Лобанова, руководитель департамента исследований банковского сектора НАФИ:

«Колебания курсов иностранных валют, по которым россияне обычно судят о состоянии отечественной экономики, а также ответные санкции государства, сказавшиеся на наличии в продаже некоторых товаров, сделали свое дело. Потребители получили фактическое подтверждение того, что санкции могут оказать влияние на их жизнь. Тот факт, что более четверти россиян начали изменять свое финансовое поведение, свидетельствует о возможном приближении так называемой «потребительской паники», которая обычно сопровождается сначала резким массовым сокращением расходов, в том числе и в сфере финансовых услуг, а затем скачком спроса на некоторые товары, когда потребители стараются потратить денежные средства, чтобы не потерять их».

В Екатеринбурге снижение потребительских расходов зафиксировали еще в конце лета. По данным исследования POS-терминалов крупнейших торговых точек города, проведенного в августе 2014 г. банком ВТБ24, сильнее всего переход горожан в режим экономии ударил по одежным и техно-ритейлерам, а также рестораторам. Так, средний чек на одежду и обувь снизился на 10% (в сравнении с августом 2013 г.), на электронику — на 22%, до 2,53 тыс. руб. и 2,53 тыс. руб. соответственно. Расходы на рестораны сократились на 14% до 435 руб. При этом траты в продуктовых магазинах почти не изменились.

О «потребительской панике» DK.RU на днях рассказывали представители уральских компаний сектора b2c.

«Панические настроения мы уже фиксируем. Страх потерять работу, неуверенность в завтрашнем дне переориентируют потребительский спрос на продукты только первой необходимости», — отмечала Ольга Гуляр, директор группы компаний «Зима-Лето».