Меню

ВШЭ: бизнес-модель «Аэрофлота» неэффективна и ведет к сильнейшему конфликту

Эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ) подготовили доклад о российском рынке авиаперевозок. Специалисты раскритиковали бизнес-модель «Аэрофлота» и предположили, что она приведет к конфликту интересов.

Эксперты Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ (Высшая школа экономики) подготовили доклад о ситуации на рынке авиаперевозок для вице-премьера Аркадия Дворковича, сообщает РБК.

В докладе говорится, что после ухода «Трансаэро» на рынке появилась явная тенденция к монополизации. В частности, группа  «Аэрофлот» в первом квартале этого года увеличила долю перевозок до 55% (в январе—марте 2014 года было 40%), группа S7 укрепила позиции на 3 п.п. до 15%, «Уральские авиалинии» — до 6%.

В итоге группа «Аэрофлот», констатируют эксперты, получила «рыночное доминирование с опережением ближайшего конкурента в четыре раза и почти полную монополию на дальнемагистральных перевозках с российской стороны». Авторы доклада говорят о том, что сохранение конкурентной среды в авиаотрасли будет «результатом доброй воли «Аэрофлота».

Аналитики при этом раскритиковали бизнес-модель «Аэрофлота», которая, считают они, будет приводить к систематическому конфликту интересов внутри группы. Сейчас «Аэрофлот» - мультибрендовая структура, которая объединяет сегменты премиум («Аэрофлот»), эконом («Россия») и лоукостер («Победа»).

В докладе сообщается, что сейчас в мировой авиаотрасли замечена тенденция на сближение моделей бизнеса классических перевозчиков и лоукостеров и смещение премиальных компаний в экономсегмент. Премиальные компании снижают качественный уровень предложения, а лоукостеры расширяют список услуг в борьбе за более прибыльных клиентов.

В скором времени пассажиры могут начать уходить от «Аэрофлота» к «России», что в итоге приведет к ограничению развития экономсегмента — для удержания высокомаржинального клиента в «Аэрофлоте».

При этом разделение бизнесов «Аэрофлота» ситуацию не улучшит, потому что «Россия» «не сможет продолжить существование без серьезной господдержки». В то же время формирование отдельной стратегии для этой компании ухудшит позицию «Аэрофлота» и дополнительно усилит конфликт интересов в группе.

Авторы доклада констатируют, что сохранение существующей модели развития рынка несет риски для отрасли и потребителей, при этом любая новая стратегия также связана с «серьезными трудностями». Например, выравнивание условий, в том числе перераспределение royalty на транссибирских маршрутах, которые сейчас «Аэрофлот» получает от иностранных перевозчиков, и допуск других компаний к международным направлениям, не приведут к образованию конкуренции: это «не переломит запас рыночной силы группы «Аэрофлот». Эксперты говорят, что из-за рыночных обстоятельств и регуляторных решений сейчас выбор развития отрасли связан с различными «плохими» вариантами».

Доклад уже прокомментировали в другой российской авиакомпании – S7. Там согласились, что по ряду международных маршрутов «Аэрофлот» - монополист. Дело в том, что после ухода «Трансаэро» группа «Аэрофлот» получила 100% самых востребованных маршрутов из Москвы, которыми интересовались и другие игроки.

В самом же «Аэрофлоте» заявили, что представители группы обменялись мнениями с главой Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаилом Блинкиным, но комментировать доклад отказались. Источник в группе рассказал журналистам, что с учетом иностранных перевозчиков доля «Аэрофлота» на рынке с начала года составляет всего 39,6%, тогда как в 2015 году это было 46%.

Исследование разослали Минтрансу, Минэкономики, ФАС, министру по «Открытому правительству» Михаилу Абызову и участникам отрасли. Такое поручение дал Аркадий Дворкович. В ФАС уже пообещали изучить и учесть доклад в работе. Также сообщается, что на встрече экспертов с топ-менеджментом «Аэрофлота» был достигнут консенсус, компромиссную позицию обнародуют в ближайшее время.