Меню

Заряжающий магазины

Точное число своих магазинов Игорь Ковпак не помнит. Говорит, перевалило за 150. И намерен открывать новые, «пока есть здоровье». Ограничить экспансию «Кировского» может только ФАС.

Весной 2013 г. Игорь Ковпак подкинул СМИ два информационных повода. В апреле он досрочно сложил полномочия депутата областного Заксобрания, сообщив, что намерен вплотную заняться бизнесом. Комментируя этот шаг, наблюдатели решили, что Ковпак-старший разуверился в способности депутатов влиять на региональную экономику. Уже через месяц президент «Кировского» добавил к торговой сети семнадцать магазинов, купленных по сходной цене в Екатеринбурге, Перво­уральске и Новоуральске. Г-н Ковпак намерен выжать из них больше, чем удавалось прежним владельцам.

Образцовый налогоплательщик

Предприниматель полезен обществу, если создает рабочие места и платит налоги, говорит Игорь Ковпак. В июле 2013 г. президента ГК «Кировский» во второй раз назвали среди лидеров, пополняющих региональную казну. Но в списке лучших налогоплательщиков он был единственным физическим лицом, и это его не устраивает. Как и то, что ряды предпринимателей не пополняются, а в приоритете у вчерашних студентов — госслужба.

Вы говорили, что покидаете  Заксобрание из-за плохого самочувствия. А запрет для депутатов иметь счета за рубежом на ваше решение повлиял?

— Причин две. Первая — действительно проблемы со здоровьем.  Пришлось сбавить обороты — у меня, если помните, четверо сыновей. Младшему четыре года. Я не могу о них не думать. Вторая причина скорее политическая. Руководство страны считает, что предприниматели должны заниматься бизнесом, а не заседать в парламенте. Об этом говорил и президент, и руководители Госдумы. Имеющий уши да услышит. Поразмыслив, я отказался от депутатского мандата, чтобы заниматься бизнесом. Теперь могу сосредоточиться на том, что умею лучше всего, — на розничной торговле.

А работа депутата сильно нервная?

— В любом случае, это дополнительный стресс.

Что вы успели сделать в Заксобрании и можете поставить себе в заслугу?

— Я автор нескольких законопроектов, в том числе о тишине, где говорится, что после 23.00 нельзя шуметь в подъездах и возле жилых домов. А главное, я выступал за то, чтобы приватизация ГУПов не нанесла государству материального ущерба. В 2012 г. я выступал против сырой программы приватизации МУГИСО. Не потому, кстати, что новыми собственниками ГУП станут частные лица, — это как раз хорошо, потому что государство управляет предприятиями неэффективно. Наш птицепром не может снизить цены до уровня частных фабрик из Челябинской области. Торговая сеть «Супермаркет «Кировский» всегда поддерживала уральские предприятия, прежде всего птицефабрики «Рефтинская» и «Свердловская». Мы иногда даже искусственно пытаемся подыграть местным производителям. Получается, что «Кировский» оплачивает патриотизм из собственного кармана. Год назад я говорил, что бывшие ГУПы надо выставлять на аукцион. Но пока депутаты спорили с министром, время ушло. Ведь рыночная цена птицефабрики зависит от экономических результатов — не успели продать сегодня за сто рублей, завтра и за десять не возьмут. А денег на развитие этих активов в бюджете нет.

Вы не раз сетовали, что в Свердловской области торговые сети платят большой налог за аренду земли, но как депутат ничего не сделали, чтобы это изменить. Почему?

— В соседних областях аренда земли действительно обходится торговым сетям дешевле, там и налоги на землю меньше. Но когда я пытался изменить закон, популисты говорили мне: ты преследуешь узкокорыстные интересы. Это парадокс — законы для бизнеса и сам бизнес существуют в параллельных мирах.

Долгое время казалось, что все смирились с этим, но вот вам результат — в отличие от 90-х гг., когда все повально шли в малый и средний бизнес, заниматься предпринимательством сейчас мало кто хочет. Все боятся рисковать своим карманом и спокойной жизнью. Для молодых пределом мечтаний становится госслужба, где спокойно, сытно и безопасно. Бизнес, неважно — металлургия, строительство или торговля, уже не кажется привлекательным. Если мы не прекратим плющить малые и средние компании многочисленными проверками, инструкциями и бюрократическими препонами, будет еще хуже. Все население страны не может сидеть на шее у бюджета. Кто-то должен создавать материальные блага. У регионального бюджета два основных источника — налог на прибыль и НДФЛ. Остальные налоги большой роли не играют. Зависимость прямая — чем больше у нас предпринимателей, тем больше денег они приносят в бюджет. Но с каждым годом страна теряет предпринимательский дух, как это ни печально.

Вам не нравится, что не все платят налоги?

— Да, это несправедливо, и наш губернатор тоже так считает. Первым делом он решил увеличить налоговые поступления в бюджет. В этом плане он умница. Говорит, что все компании, работающие в регионе, должны стоять здесь на налоговом учете. И железной рукой проводит эту политику. Наполняемость бюджета меня волнует. Нужно объяснять людям, что дороги, школы и больницы строятся за счет областной казны. Других денег практически нет. Хотим хорошо жить — надо лучше платить и собирать налоги. А власть будет перераспределять их в пользу тех, кому они нужнее. По этой причине я (как патриот) никогда не поддавался на уговоры перерегистрировать свой бизнес в другом регионе, где мне обещали дополнительные преференции. Например, звали в Пермский край. И не держал денег в кипрских банках.

Ждать, сидя на берегу

В истории двух конкурирующих сетей был период, когда «Купец» обошел «Супермаркет «Кировский» по выручке, и наблюдатели решили, что лидер сменился. Затем кризис 2008 г. и воровство менеджеров загнали ТС «Купец» в долги. В 2011 г. 40 магазинов сети купил челябинский предприниматель Олег Колесников. Игорь Ковпак продолжал ждать. Его час пробил еще через два года — прежний собственник выставил лучшие объекты на продажу. Теперь двенадцать крупнейших супермаркетов работают под вывеской «Кировский».

Чем вы занимаетесь, вернувшись
в бизнес?

— Стратегическими вопросами: строим — не строим, открываем — не открываем, покупаем — не покупаем. Решение принимаем коллегиально. А переговоры с поставщиками селедки и подсолнечного масла ведут другие специалисты.

Вы сами даете указания директорам магазинов, или есть какой-то промежуточный управленец?

— Есть генеральный директор компании, который делает всю оперативную работу. Руководители из других городов раз в месяц приезжают в Екатеринбург с отчетами и на месте решают текущие вопросы. Общие собрания устраиваем нечасто. Летом общаемся по Интернету, чтобы не гонять людей по жаре. Обычно на таких встречах мы отмечаем передовиков, ругаем отстающих и смотрим, как меняются контрольные показатели.

Какие показатели контролируете лично вы?

— Я только интересуюсь. Например, средним чеком или количеством посетителей. Обученные сотрудники ходят с проверками и докладывают о выявленных проблемах. Есть список вопросов, которые они задают руководителям торговых точек, — такой мониторинг более эффективен, нежели разовые акции с тайными покупателями.

Какой средний чек в сети «Супермаркет «Кировский»?

— 284 рубля.

А максимальный?

— Больше 400 рублей — это в Верхней Пышме, где предприятия Группы «Синара» и УГМК обеспечивают своим сотрудникам высокие зарплаты. На севере области показатели хуже.

А у магазинов-лидеров в Екатеринбурге?

— 340-360 рублей.

Эксперты говорят, что с приходом в Екатеринбург федеральных ритейлеров «Кировский» теряет рынок. Вы это ощущаете?

— Могу показать вам сводку за последний месяц — данные по всем магазинам сети. Видите? Общее количество покупателей в сравнении с 2012 г. увеличилось на 9,3%. У покупателей есть глаза и уши — они сами решают, куда идти. Напишите, что вы видели эту цифру своими глазами. Откуда берутся новые покупатели, если продуктовых магазинов все больше, а население остается прежним? Уходят от конкурентов. Интересная деталь, кстати: люди, которые прежде жили возле «Кировского» на Сиреневом бульваре, а потом сменили адрес, часто продолжают ездить сюда за покупками. Это не значит, впрочем, что мы только наблюдаем. Если вы заметили, в этом году все «Кировские» изменили выкладку овощей и фруктов, — она стала удобной. Это важно, потому что доля покупателей, которых привлекает фреш, достаточно велика. Мы увеличили ассортимент собственной продукции: выпечки, салатов и мясных изделий — всего, что пользуется спросом. Наши заготовительные цеха работают круглосуточно.

И, между прочим, 110 тысяч пенсионеров Екатеринбурга и Свердловской области покупают продукты в нашей сети с 5% скидкой. Наконец, по договоренности с Минздравом, сеть выдает молочные продукты для детей. Это наш социальный проект.

А почему вы не развиваете большие форматы? Сейчас все строят гипермаркеты, а деньги у вас есть...

— Ума не хватает, ленивые, не можем землю купить — причин много. Главная из них в том, что мы хотим развиваться в своей нише. Наше конкурентное преимущество — близость к потребителю. Куда бы вы ни пошли, вам попадется «Кировский». Московские консультанты упрекают, что все наши магазины разные, — их трудно привести к общему знаменателю, и это обстоятельство мешает управлять. Но вот уже несколько лет мы приобретаем и строим только супермаркеты площадью от 1 тыс. кв. м, а от мелких форматов избавляемся — они неэффективны и дороги в эксплуатации. Сеть «Кировский» на рынке уже 25 лет, а по статистике, только 15% бизнеса доживает до своего 30-летия, и лишь 5% удается перевалить за полувековой рубеж. Есть еще такие долгожители в Екатеринбурге?

Наверное, вы уже говорите себе: вот откроем еще 20 (50, 100) магазинов, а там пора и честь знать.

— Нет, пока экономика позволяет, будем развиваться.

У «Кировского» длинный список вероятных кандидатов на поглощение?

— Такие есть. Время от времени мы делаем им предложения. И нам тоже их делают федеральные операторы. Если мы скажем «да», они получат готовую сеть с хорошим охватом, заплатившую за 2012 г. 1,4 млрд руб. налогов. Мы пока не готовы, но «никогда не говори «никогда», — если нас купят, в бюджете Свердловской области появится дыра, т. к. их акционеров здесь не увидят и местные производители им особо не нужны. У них своя логистика.

За 25 лет вы наверняка приблизились к порогу доминирования — если не в Екатеринбурге, то в городах области.

 — Еще нет.

А какова ваша доля в Екатеринбурге?

— Около 15%, если считать недавно приобретенные магазины «Купец».

Как получилось, что вы купили двенадцать супермаркетов «Купец»? Собственники сами предложили, или вы ждали, когда у них начнутся проблемы?

— Время от времени мы встречались, пили чай и разговаривали о делах. Я всегда говорил, что готов выслушать предложение. И когда время пришло, его нам сделали. Все было по-честному. Другое дело, что магазины достались нам не в лучшем виде, нужны были дополнительные инвестиции, их нужно ремонтировать, переоборудовать. Работы — непочатый край. Плюс кадровые проблемы. Часть директоров в первый же день заявили, что увольняются.

Почему?

— Они не сказали. Наверное, из-за того, что у нас централизованное снабжение. Жесткая система — директора магазинов не могут сами договариваться с поставщиками. Наши к этому уже привыкли, а тем не хотелось терять источник дополнительного дохода. Ничего страшного, это даже к лучшему. Поставим на их место наших опытных сотрудниц, которым уже по 30. Самый тот возраст — я тоже в 27 начинал.

У «Купца» был еще магазин на Технической, по размерам такой же, как «Кировский» на Сиреневом бульваре. Почему вы не стали его брать?

— Приобретая торговую недвижимость, мы оцениваем срок окупаемости. Недавно Новоуральский химкомбинат выставил на продажу два торговых центра — «Меркурий» и «Южный». Вместе с ними продавались три магазинчика по 200-300 кв. м. Был аукцион. Мы заранее выяснили, какую выручку генерируют эти объекты, прикинули, как можно ее увеличить, сколько принесет аренда площадей и сколько шагов на торгах нужно сделать, чтобы не выйти за пределы суммы, которая окупится через десять лет. Покупка была выгодной. В случае с магазином на Технической арифметика не сходилась.

Как вы распоряжаетесь небольшими объектами, которые вычеркиваете из списка «Кировских»?

— Продаем или сдаем в аренду. Под бутики и закусочные их разбирают, как горячие пирожки. В некоторых из них сейчас работают аптеки «СТОЛЕТ» — этот проект мы считаем удачным. По сути, у нас два бизнеса — розничный и девелоперский. Новые объекты мы строим с запасом, превращая их в небольшие торговые центры, где помимо «Кировского» снимают площадь арендаторы, в том числе федеральные. Мы выбираем таких, которые генерируют дополнительный трафик, — «Спортмастер», «Спортмакси», «Л`Этуаль», O`STIN, «Кай и Герда» и другие.

Какова доля девелоперского бизнеса в обороте ГК «Кировский»?

— До 25%. Но наш конек, конечно, торговля. Еще до покупки «Купцов» и магазинов в Новоуральске и Первоуральске в «Кировские» ежедневно приходило 205 тыс. покупателей. За месяц они делали шесть миллионов покупок. С запуском новых объектов эти цифры вырастут.