Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Шесть популярных мифов о мозге, и как они возникли — психофизиолог Полина Кривых

Правда ли, что человек использует лишь 10% своего мозга, нервные клетки не восстанавливаются, а игры помогают предотвратить развитие болезни Альцгеймера — в материале DK.RU.

Психофизиолог, приглашенный преподаватель НИУ ВШЭ и РГГУ, автор книги «Где мои очки, и другие истории о нашей памяти» Полина Кривых разобрала самые популярные мифы о мозге.

— Мифы о мозге очень живучие. Они распространяются с большой скоростью, так что ученые не успевают их опровергать. Также замечено, что любое объяснение психологического феномена выглядит убедительнее, если в нем есть нейробиологическая составляющая. Например, гештальт в психологии — это целостный образ. Звучит понятно. Но можно сформулировать иначе: гештальт — это синхронная активация нейронального комплекса или нейронной группы. Такое определение представляется более загадочным и весомым. Этот подход работает и в отношении других феноменов. Факт: если в определении есть слова «мозг», «нейроны», «нейросети», «нейронные связи», мы склонны воспринимать его как научное, хотя это не всегда соответствует действительности.  

Топ самых распространенных мифов о мозге выглядит так:

  • Мы используем только 10% мозга;
  • Если серьезно повредить мозг, функции не восстановятся;
  • Нервные клетки не восстанавливаются;
  • У нас есть ведущее полушарие, кроме того, каждое из полушарий отвечает за определенные функции;
  • Если играть в развивающие игры, можно стать умнее и даже победить болезнь Альцгеймера;
  • У нас есть рептильный мозг.

Сколько из этих убеждений вы слышали? Разберем, что из перечисленного 100% миф, и есть ли в этих утверждениях доля правды. 

Миф 1: Мы используем 10% мозга

— Это самый распространенный миф. Мы не знаем, кто его придумал, авторство приписывают даже Альберту Эйнштейну. Этот миф так широко распространен и так популярен, потому что дает человеку надежду: если приложить усилия и прокачать мозг, мы сможем использовать его на 15-20-30%, станем умнее и изменим жизнь к лучшему. Увы, это не так: мы постоянно используем практически весь мозг.

Примечательно, что развитие технологий визуализации мозга может способствовать распространению этого мифа. На снимках мы видим подсвеченными только определенные структуры мозга в моменты, когда они выполняют те или иные функции. Из этого делаем вывод: наверное, не весь мозг работает. Но на таких изображениях демонстрируется результат вычитания: только интересующие исследователя области. Остальные структуры в момент получения «картинки» тоже работают, просто их не выделяют.

Миф 2: Если серьезно повредить мозг, его функции не восстановятся

— Все зависит от характера повреждения, причины (черепно-мозговая травма, вирус, инсульт), размера и локализации поврежденного участка.  

Наша палочка-выручалочка при повреждении мозга — нейропластичность. Это комплексное понятие, означающее способность мозга создавать новые нейронные связи. Возможности нейропластичности велики. В редких случаях по медицинским показаниям детям удаляют целое полушарие мозга (гемисферэктомия мозга), но благодаря нейропластичности когнитивные функции у ребенка сохраняются.

В то же время возможности для восстановления мозга ограничены.

Нейропластичность отлично работает при частичном повреждении коры головного мозга: при помощи упражнений можно научить соседние структуры выполнять ту работу, которую раньше выполняли вышедшие из строя нейроны. При повреждении подкорковых структур шансы на восстановление мозга снижаются. 

В целом, у мозга есть запас прочности, позволяющий восстановить достаточно большое количество функций.

Миф 3: Нервные клетки не восстанавливаются

— Восстанавливаются: новые нервные клетки формируются в гиппокампе. Гиппокамп — не единственная структура, где они появляется, но основная. Еще есть сложные механизмы миграции нейронов по головному мозгу.

Миф 4: Каждое полушарие мозга отвечает за определенные функции. У человека есть ведущее полушарие 

— Этот миф родился из исследований «расщепленного мозга», которые проводили Роджер Сперри и Майкл Газзанига в 1960-е. Они изучали, в какой степени полушария человеческого мозга способны функционировать независимо друг от друга и обладают ли они уникальными способностями. «Материал» для исследования давали пациенты, перенесшие операцию по рассечению мозолистого тела — так лечили тяжелые случаи эпилепсии. При этом заболевании в мозге есть участок повышенной активности. Во время приступа активность распространяется на весь мозг. Рассечение мозолистого тела — связки, соединяющей полушария, купирует этот процесс.

Роджер Сперри и Майкл Газзанига изучали, как «расщепление мозга» влияет на восприятие человека и его интеллектуальные навыки.

У большинства людей центр речи находится в левом полушарии. Эксперименты Сперри и Газзанига показали, что люди не всегда могут назвать явление, если информация о нем поступает не в то полушарие мозга.

Правое полушарие управляет левой половиной тела и обрабатывает информацию, которая поступает от левой половины тела, упрощенно, от левого уха или глаза. А левое полушарие управляет правой половиной тела и обрабатывает информацию, которая поступает от нее.

У пациентов с рассеченным мозолистым телом (полушария не общаются) происходит сбой: объект находится в левой половине, информация о нем поступает в правое полушарие, но человек не может ее вербализировать, поскольку в правом полушарии нет речевого центра.

Отсюда родился миф о локализации определенных функций в конкретном полушарии. На самом деле причина «сбоя» заключалась в рассечении мозолистого тела — дирижер нейронного оркестра потерял возможность общаться с нейронами другого полушария. Для осуществления любых когнитивных функций необходима слаженная работа обоих полушарий. Данных о том, что конкретные функции локализованы в определенных полушариях мозга нет.  

Миф 5: Если играть в развивающие игры, можно улучшить память, внимание, повысить IQ, избежать болезни Альцгеймера

— Большинство таких игр помогают лучше выполнять определенные типы заданий. Например, если вы тренируетесь запоминать ряды чисел, вы прокачиваете этот навык. Но он не поможет при запоминании слов — это другой тип материала. Эффект улучшения памяти, внимания или других когнитивных функций от игр не доказан.

Что касается IQ, некоторые коллеги с иронией замечают, что IQ — это то, что измеряет тест на IQ. Это оценочная характеристика, статистический критерий. IQ может изменяться и расти в течение жизни. Если вы постоянно тренируетесь выполнять тесты на IQ, то с каждым разом справляетесь с ними все лучше. Значит ли это, что вы становитесь умнее? Нет.

Игры пытаются использовать в коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и при болезни Альцгеймера, но их эффективность в решении таких задач наукой не подтверждена.

В то же время специально разработанные игры помогают улучшить выполнение повседневных заданий пожилыми людьми. Например, играя в виртуальный магазин, человек осваивает конкретные навыки. Он выбирает продукты, приходит на кассу и расплачивается в игре, а потом действует так же в реальной жизни. Такие игры эффективны при реабилитации после повреждений мозга.

Миф 6: У человека есть рептильный мозг

— В 1960-е американский невролог Пол Д. Маклин придумал концепцию триединого мозга. Она подразумевает разделение головного мозга человека на три иерархические области — «рептилий» или «рептильный» мозг (древняя глубинная часть мозга), лимбическую систему (средняя или промежуточная часть мозга) и неокортекс (высшая, отвечающая за сознание часть мозга). В дальнейшем концепция была распространена и на других млекопитающих. Ее сторонники полагали, что новые участки мозга в ходе эволюции позвоночных добавлялись поверх существующих, расширяя функционал мозга.

Концепция триединого мозга не получила научного подтверждения, тем не менее, она до сих пор популярна.

В заключение: доказано, что картинка с изображением мозга значительно повышает доверие человека к информации, которая с ее помощью иллюстрируется. Даже если на картинке показан мозг крысы, а речь идет о мозге человека.

Текст подготовлен на основе выступления Полины Кривых на REFORUM.

>>> Читайте также на DK.RU:

Как еда влияет на наш мозг — нейробиолог Вячеслав Дубынин

Как страх сожалений управляет людьми и странами — социолог Михаил Соколов*

«Уезжают лучшие, что там делать худшему? Утечка мозгов была основной проблемой и раньше»

* - выполняет функции иностранного агента
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.