Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Ценному сотруднику прислали оффер конкуренты? У вас еще есть шанс»

Как бизнесу удерживать ценных сотрудников и нужно ли это делать? Есть два подхода, системный и культурный, умело объединяя которые можно сотворить многое.

На кадровом рынке страны наблюдается большой дефицит, и ситуация с каждым месяцем только усложняется. По данным HeadHunter, разрыв между спросом на сотрудников и количеством резюме увеличивается, а исследования Авито.Работы показывают, что число вакансий летом 2023 г. выросло на 156% по сравнению с прошлым годом. Найти профессионала в команду становится все труднее, поэтому фокус многих крупных компаний сейчас направлен на удержание ценных сотрудников.

О том, какие процессы в бизнесе выстраивать для того, чтобы отток кадров был минимальным, DK.RU рассказал Вадим Брежнев, эксперт в стратегии и управлении, основатель компании «Брежнев Консалтинг».

Вадим, исходя из вашего опыта, подскажите, что нужно, чтобы сотрудники оставались в компании как можно дольше? Сегодня вообще есть способ удержать специалистов в компании на много лет?

— Чтобы ценные сотрудники хотели остаться в компании, повышения зарплаты давно недостаточно: само собой разумеется, она должна быть конкурентной и соответствовать уровню рынка труда. Для удержания кадров необходимо проделать большую работу, в которой важно использовать два основных подхода: системный и культурный.

На уровне системного подхода стоит рассмотреть систему грейдов, которая помогает обеспечить горизонтальный карьерный рост для сотрудников. Благодаря грейдам они могут переходить из отдела в отдел, менять рабочие функции в рамках текущей должности и, соответственно, сохранять мотивацию для роста внутри компании. Грейды позволяют также увеличивать зону ответственности и заработную плату сотрудника в рамках одной должности.

К системному подходу относится и наличие в компании прозрачной структуры. Это важно, ведь каждый сотрудник должен четко понимать, за что он и его коллеги отвечают, какие выполняют задачи, и как он сам может профессионально расти внутри этой структуры. 

Следующий пункт в рамках этого подхода — формирование системы кадрового резерва. Необходимо оценивать компетенции сотрудников, рассматривать их достижения, прикреплять к сотрудникам с высоким потенциалом менторов внутри компании, чтобы они могли развиваться и повышать квалификацию, а соответственно и расти в доходах при увеличении функционала и зон ответственности.

Инструменты для создания системного подхода:

  • Система грейдов, которая позволит сотруднику расти в должности и зарплате.
  • Сохранение прозрачной структуры в компании.
  • Формирование системы кадрового резерва.

Культурный подход связан с нематериальной мотивацией и важен даже больше, чем повышение зарплаты. Чем качественнее выстроена корпоративная культура, тем выше уровень вовлеченности сотрудников в работу, сбалансированнее уровень разделения ответственности, тем меньше вероятность, что люди захотят уйти.

Этот подход подразумевает работу над тем, чтобы сотрудникам было интересно в компании, чтобы они выполняли свои функции не из позиции «надо», а из позиций «интересно» и «хочу», вовлекались в бизнес-процессы, видели просторы для своего развития и смысл в том, чем занимаются.

Ранее на DK.RU: Половина соискателей в Свердловской области — уволившиеся из-за постоянного стресса

Все это реально реализовать в среднестатистической компании? Что для этого требуется?

— Всего этого можно добиться с помощью выстраивания системы ценностей и убеждений, разделяемых всеми сотрудниками компании. Под ценностями подразумевается то, на что компания опирается в своей работе в первую очередь. Например, клиентоориентированность, командная работа, открытость или постоянный рост. Ценности объединяют и дают сотрудникам понимание, ради чего и зачем они работают, что делают для клиентов, коллег, общества в целом. 

Также корпоративная культура подразумевает работу над развитием и обучением сотрудников, культурной средой, атмосферой в компании. Однозначно, любому хочется работать в месте, где царят доверие, взаимопомощь и искренний интерес к работе.

Повысить качество отношений между сотрудниками и улучшить атмосферу в компании помогает создание так называемых «законов нашего офиса» — общих правил, по которым будет жить вся компания, каждый сотрудник, независимо от должности. Не стоит забывать и о синхронизации как внутри команды, так и между командой и собственником бизнеса.

Необходимо также работать над укреплением HR-бренда компании. В числе прочего это даст действующим сотрудникам понимание того, что они работают в сильной известной фирме, которая заботится о своей репутации. Это помогает повышать уровень удовлетворенности людей.

Инструменты, которые помогают в развитии корпоративной культуры:

  • Организационная командная/стратегическая сессия, на которой производится синхронизация и сонастройка собственника и команды, а также синхронизация внутри команды,  определение миссии и ценностей компании, включение сотрудников в решение целей и задач компании.
  • Повышение доверия, качества отношений в команде.
  • Выработка «законов нашего офиса/компании».
  • Работа с HR-брендом компании.

Что делать, если ценному сотруднику уже прислали оффер конкуренты? Есть способы удержать человека?

— В первую очередь нужно сделать контроффер, ведь поиск и найм нового сотрудника в любом случае обойдется гораздо дороже, чем удержание текущего. Стоит предложить ему продвижение по службе или горизонтальный рост в компании — возможность поработать в других отделах. Разумеется, важны и материальные бонусы. К ним относится не только повышение зарплаты, но и дополнительные условия, которые не могут предложить конкуренты — например, корпоративный автомобиль, компенсация проезда, оплата спортивных тренировок или других занятий. Но важно понимать, что с контроффером действует вероятность пятьдесят на пятьдесят.

А что если команда не готова к дополнительным затратам на сотрудника?

— Важно помнить, что помимо материальных ценностей в этом вопросе играет большую роль и корпоративная культура: чем она лучше выстроена, тем меньше вероятность, что сотрудник в принципе захочет уйти. Очень важна забота о сотруднике со стороны компании: это и поздравления с днем рождения, и демонстрация того, что усилия сотрудника замечают и ценят, и даже материальная помощь в случаях, если у него внезапно произошла личная беда. Но все это не выстроить за один день, и если случилось так, что сотрудник все же ушел, важно сделать правильные выводы и начать работать над улучшением системы и корпоративной культуры в компании.

Читайте также: Сильнейший кадровый голод с 1996 г. 42% промышленных предприятий не могут найти работников

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.