Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Наземное метро нужно всей Екатеринбургской агломерации. Цена вопроса — 1/2 бюджета области

Уже на «нулевом этапе» пассажиропоток городской электрички в Екатеринбурге вырос почти на 30%. А что будет, когда регион найдет финансирование и построит линии в новые районы и к соседям?

Сразу в нескольких российских агломерациях сейчас прорабатывают железнодорожные кольцевые маршруты, которые соединят отдаленные районы с центром, а центр — с городами-спутниками. Среди них проект Екатеринбургского центрального пассажирского кольца (ЕЦПК), который все чаще называют наземным метро. Аналитики считают, что именно наш проект будет одним из самых эффективных в России.

Сейчас городскую электричку особенно ждут в новых районах Екатеринбурга — Новокольцовском и Академическом, где есть серьезные проблемы с транспортной доступностью. Однако чтобы построить недостающие железнодорожные пути, необходимо федеральное финансирование. По подсчетам аналитиков, на расширение сети городской электрички необходимо 193 млрд руб. — для регионального бюджета это слишком большая сумма (если бы свердловские власти решили профинансировать стройку сами, на нее бы пришлось потратить половину бюджета на 2024 г., — прим. ред.).

Какой эффект обеспечит крупный инфраструктурный проект и что для этого нужно сделать — обсуждали участники форума «Города России: новые рубежи». DK.RU приводит самые важные тезисы.

На наземное метро пересядут 17,5% пассажиров

Константин Калинин, руководитель Аналитического центра при Правительстве РФ:

Наземное метро нужно всей Екатеринбургской агломерации. Цена вопроса — 1/2 бюджета области 1— Магистральный железнодорожный транспорт сегодня — один из ключевых компонентов развития транспортной системы городов. Согласно стратегическим документам, принятым на федеральном уровне, до 2030 г. городские электрички должны быть интегрированы в единую систему пассажирского транспорта общего пользования не менее чем в семи крупных агломерациях.

Наземное метро — новое направление. Его бесспорное преимущество — относительно низкий объем инвестиций по сравнению со строительством классического метрополитена. Однако для того чтобы обеспечить слаженное движение городских электричек, необходимо минимизировать движение грузового транспорта в центральных районах (через центр Екатеринбурга проходит линия Трассибирской магистрали). Интенсивность существующего транзитного грузового движения нужно снижать за счет строительства обходов.

В Екатеринбурге активно развиваются удаленные от центра районы, в частности Академический и Новокольцовский. При этом застраиваются и земельные участки, прилегающие к действующему маршруту ЕЦПК. За счет выноса транзитного движения за пределы центра города и строительства новой инфраструктуры удастся обеспечить высокую частоту движения поездов, которая будет отвечать запросам населения. По нашим расчетам, на первом этапе развития ЕЦПК (создания Юго-Западного и Новокольцовского маршрута) перспективный пассажиропоток к 2035 г. составит до 54 млн чел. в год.

Но к реализации проекта необходимо подходить комплексно. Необходимо, чтобы федеральное правительство включило ЕЦПК в федеральный проект «Развитие общественного транспорта» и обеспечило выделение капитального гранта из федерального бюджета. Мне представляется, что здесь оптимальной организационно-правовой схемой реализации проекта могла бы быть концессия.

Наши аналитики, изучив подобные проекты в разных городах мира и проекты в России, которые находятся в разной стадии проработки, пришли к мнению, что с точки зрения перспективных пассажиропотоков и социально-экономических эффектов, проект наземного метро в Екатеринбурге можно назвать одним из самых эффективных.

Расчеты показывают следующее:

  • Спрос на перевозки наземного метро может составить 151 тыс. чел. в сутки (для сравнения: в Перми при реализации похожего проекта предполагают пассажиропоток на уровне 20 тыс. чел. в день).
  • До 15% пассажиропотока Юго-Западного маршрута составит население Академического района.
  • Предполагается, что в 2025-2030-х гг. наземное метро будет перевозить 17,5% пассажиров Екатеринбурга .
  • Средняя скорость наземного городского пассажирского транспорта возрастет на 36%.
  • Мы также прогнозируем снижение показателя использования личных транспортных средств — быстрый и комфортный железнодорожный транспорт станет достойной альтернативой автомобилям.

При общей сумме капитальных операционных затрат в размере 193 млрд руб. к 2035 г. реализация проекта вызовет накопленный прирост валовой добавленной стоимости Свердловской области на 110 млрд руб. А сумма социально-экономических эффектов достигнет 30-31 млрд руб.

Притягивать городской транспорт должны ТПУ

Александр Высокинский, сенатор Совета Федерации, экс-мэр Екатеринбурга:

Наземное метро нужно всей Екатеринбургской агломерации. Цена вопроса — 1/2 бюджета области 2— Наземное метро — важный проект не только для нашего города, но и для Екатеринбургской агломерации. Разговоры о создании агломерации идут последние 20 лет. И пока руководители городов обсуждали, стоит ли объединять территории, градостроительные границы между ними практически стерлись.

Параллельно развивались другие тенденции: из центральных районов Екатеринбурга стали выносить производства за город, некоторые жители стали работать в соседних городах. Продолжалась маятниковая миграция из городов-спутников в Екатеринбург. Мы поняли, что нужен единый транспортный каркас агломерации, который поможет жителям комфортно добраться из точки А в точку Б — даже если им необходимо добраться из одного города-спутника в другой.  

Сейчас идут переговоры с федеральным центром о выделении средств. Федеральные руководители говорят: «Мы не можем дать вам грант, если у вас нет транспортного потока». Мы же видим, что транспортного потока нет как раз потому, что нужны средства для развития инфраструктуры. Я считаю, что федеральный грант должен обеспечить около 30-40% затрат на реализацию проекта, а город и область — обеспечить софинансирование, инвестиции.

Уверенности в реализации проекта добавляет то, что мы занимаемся им вместе с крупной госкорпорацией — РЖД. И я благодарен компании за то, что у них действует прекрасный принцип: каждый новый руководитель должен делать не только что-то новое, но и продолжить проекты предыдущие.

Хочу акцентировать внимание на то, что реализация проекта наземного метро предполагает создание транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), которые будут, как магниты, притягивать городской транспорт и помогать перераспределять транспортные потоки. Считаю, что управлять всеми ТПУ в комплексе должна единая структура. А неподалеку от ТПУ должны создаваться места приложения труда.

Мало сделать хороший транспортный каркас — необходимо соединить с его помощью места комфортного проживания с местами работы жителей агломерации.

Кто станет первыми пассажирами наземного метро?

Руслан Садыков, министр экономики и территориального развития Свердловской области:

Наземное метро нужно всей Екатеринбургской агломерации. Цена вопроса — 1/2 бюджета области 3— Екатеринбургу нужен транспортный каркас, который обеспечит развитие всей агломерации. А сегодня в нее входят 14 территорий. Высокая деловая активность Екатеринбурга, развитая промышленность и научно-образовательная сфера обеспечивают высокую маятниковую миграцию. Сильные стороны есть и у других муниципалитетов.

Мы понимаем, что каждый выбирает для себя оптимальные условия для жизни. Но мы не можем в каждом городе построить драматический театр или дворец водных видов спорта. Поэтому важно создать такую транспортную инфраструктуру, которая обеспечит доступ жителям агломерации ко всем необходимым благам.

В некоторых городах Екатеринбургской агломерации сейчас высказывают опасения, что из-за развитой транспортной инфраструктуры города-спутники потеряют население. На примере одного из прилегающих муниципалитетов могу доказать обратное: когда между Екатеринбургом и этим городом повысили качество транспортного сообщения, поток людей устремился не в столицу, а наоборот — в город-спутник.

Теперь о самой реализации проекта.

  • Первым этапом станет создание «Новокольцовского маршрута». Все видели, что от «Екатеринбург-ЭКСПО» до центра города идет большой транспортный поток. Совсем скоро здесь, в Новокольцовском, в полную силу заработает кампус УрФУ. Появится новое жилье. Мы прогнозируем, что к 2035 г. пассажиропоток по этому маршруту составит 11,5 млн чел. в год.
  • Вторым этапом станет создание «Юго-Западного маршрута» — он охватит районы Солнечный, Академический (с Широкой речкой) и ВИЗ-Правобережный. Для того чтобы подключить эти территории к существующим железнодорожным линиям, необходимо построить 23,1 км новых путей.

После этого начнем подключать к кольцевой железной дороге города-спутники. Уже налажено пригородное сообщение с Первоуральском и Ревдой. На очереди — Верхняя Пышма и Среднеуральск.

Самый важный вопрос сегодня — привлечение федерального финансирования. Рассчитываем, что федеральный центр поддержит нашу заявку. В том, что эти инвестиции будут эффективны, я не сомневаюсь — на каждый вложенный рубль в строительство ЕЦПК мы получим 8 руб. инвестиций в агломерации.

Что сделано на «нулевом этапе»? 

Павел Бурцев, начальник Свердловской железной дороги:

Наземное метро нужно всей Екатеринбургской агломерации. Цена вопроса — 1/2 бюджета области 4— Мне посчастливилось участвовать в реализации проектов МЦК и МЦД в Москве. Когда мы к ним приступали, городская политика Москвы была направлена на вынос промышленных зон из центральных районов. Поэтому в новых промышленных районах мы развивали грузовую инфраструктуру, а существующие линии адаптировали под нужды города.

С запуском МЦК была организована связь всех направлений пригородного движения и были организованы пересадки на существующий метрополитен. Сейчас идет прирост пассажиропотока — как раз за счет того, что территории, которые раньше считались промышленным поясом Москвы, становятся жилыми микрорайонами с развитой инфраструктурой.

Когда мы готовили к запуску МЦД, было много споров. Высказывалось опасение, что это приведет к притоку в центр Москвы жителей соседних агломераций. Но после того как МЦД была запущена, мы получили обратный эффект — люди, которые проживали в центре города, стали уезжать из центра Москвы, и это привело к кратному росту стоимости квартир. Например, в городе Железнодорожном стоимость жилья выросла почти в три раза.

В Москве эти проекты стали своего рода наземным дублером метрополитена, который перестал справляться со своими функциями в полной мере. В Екатеринбургской агломерации дублировать нечего.

Проект наземного метро видится нам востребованным. В этом году мы сделали первые шаги для его реализации. И уже за 10 месяцев мы получили значительный рост пассажиропотока — практически на 30%.

Что мы предприняли?

  • Во-первых, приступили к развитию пассажирской инфраструктуры: обновили платформы, создали условия, чтобы пассажиру было комфортно не только в поездке, но и после нее.
  • Во-вторых, мы постарались уйти от исторически сложившейся схемы железнодорожного движения, когда Екатеринбург-Пассажирский был конечной станцией маршрута. Мы поняли, что пассажира необходимо везти через весь город. Например, маршрут Невьянск-Камышлов, который следует через весь Екатеринбург: пусть не так много людей проезжает весь этот путь, но мы видим, что достаточно много пассажиров едут из одного района Екатеринбурга в другой. Таким образом, мы стали более эффективно использовать подвижной состав и увеличили скорость доставки пассажиров.
  • В-третьих, мы изменили тарифную политику, и за это отдельная благодарность региональному правительству — в границах Екатеринбурга установили единый тариф, который близок к стоимости проезда на других видах общественного транспорта. Мы видим, что за счет этого частота поездок людей выросла, и мы получили рост от 15 до 30%.

Сегодня Свердловской железной дорогой проведена большая работа по подготовке к реализации первых этапов развития наземного метро. Проект включен в генплан Екатеринбурга до 2045 г. Более того, маршрут до Новокольцовского включен в федеральную программу «Мобильный город». Надеемся, что мы получим федеральную поддержку и в ближайшее время сможем приступить к реализации проекта.

Ранее на DK.RU: 

Власти Екатеринбурга готовятся протянуть наземное метро до Новокольцовского

В Кольцово зарезервировали землю для будущих электричек

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.