Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Начислить больше — девиз ФНС на каждый год. Доначислить на 14% больше — девиз на 2024-й»

В 2024 г. доходы бюджета должны вырасти на 22,3%. Преимущественно «казну» будут пополнять за счет предпринимателей. Роман Речкин рассказал, как собирается действовать государство и что делать бизнесу.

«В 2023 г. мы очень много работали. Было много судов, налоговых и корпоративных споров, споров, связанных в третьем или четвертом звене с «иностранным элементом»: у кого-то застряли деньги, кому-то что-то не поставили, в результате встали проекты, возникли проблемы на торгах и пр. По сравнению с 2020-м, ковидным, годом, когда, как кажется сейчас, мы решали понятные и локальные вопросы, 2023-й был более насыщенным и плотным. Сложность вопросов, которые необходимо было решать в этом году, заметно выросла», — отмечает старший партнер юридической фирмы INTELLECT, магистр частного права Роман Речкин.

В интервью DK.RU он рассказал, с какими трудностями сталкивались предприниматели в уходящем году, и к каким вызовам следует готовиться в наступающем 2024-м.  

Каким был 2023 г. для бизнеса в части налогового контроля?

— Главным событием 2023 г., затронувшим всех налогоплательщиков, стало вступление в силу норм НК РФ о едином налоговом счете (ЕНС) и запуск единого налогового счета, после которого жизнь бухгалтеров превратилась в один большой стресс. С января программное обеспечение ФНС стало массово выдавать ошибочные показатели сальдо единого налогового счета. Налогоплательщики видели некорректные цифры и не могли понять, откуда они взялись.

Несмотря на оптимистичные обещания Федеральной налоговой службы решить проблему к февралю-марту, фактически предприниматели жили в состоянии стресса все первое полугодие. Не могу сказать, что эта проблема полностью устранена даже сейчас, просто она носит менее массовый характер.

Еще бухгалтеры столкнулись с тем, что ЕНС как способ расчета совокупной обязанности налогоплательщика абсолютно не стыкуется с законодательством о бухгалтерском учете. В бухгалтерском учете все налоги — НДС, налог на прибыль, на имущество и пр. — считаются отдельно. А на ЕНС отражается единое сальдо. Возникает вопрос: как это все соотносится или должно соотноситься?

ФНС отвечает примерно так: ЕНС — это механизм определения совокупной обязанности налогоплательщика, того, сколько конкретный налогоплательщик должен бюджету, и бухгалтерский учет нас не волнует. На круглом столе с сотрудниками центрального аппарата ФНС я спросил, планируется ли корректировка правил бухгалтерского учета. Представители ФНС ответили отрицательно.

То есть то, что в бухгалтерском учете у нас налоги считаются отдельно и нет сальдо, а на ЕНС — наоборот, это проблема самих бухгалтеров.

В целом система единого налогового счета абсолютно непрозрачна — вы не можете понять, как и из чего складывается сальдо ЕНС. Ни в личном кабинете налогоплательщика, ни путем запроса справки о сальдо ЕНС, ни путем проведения сверки с налоговым органом. С точки зрения Федеральной налоговой службы, единый налоговый счет — инструмент определения совокупной налоговой обязанности и уплаты налогов в бюджет, «созданный для удобства плательщиков». Последнее («удобство для налогоплательщиков») сотрудники ФНС и Минфина уверенно декларируют в своих интервью. Но фактически ЕНС облегчает только списание налогов, а не жизнь предпринимателей.

Об «уплате налога одной платежкой» уже никто и не вспоминает, с января 2024 г., кроме этой «одной платежки», налогоплательщик обязан будет ежемесячно подавать как минимум два уведомления об исчисленных суммах налога — по НДФЛ, уплачиваемому им как работодателем.

Весь 2023 г. прошел в попытках нормализовать налоговое администрирование, однако большинство проблем, связанных с ЕНС, плавно перейдет в 2024 г. В частности, проблема с отражением на ЕНС пени по решениям о привлечении к налоговой ответственности. С 1 января 2023 г. пеня в решении не отражается, и налогоплательщик ее сумму часто даже не знает. Но рассчитанная каким-то образом налоговым органом сумма пени на ЕНС отражается, формируя отрицательное сальдо единого налогового счета и мешая уплачивать текущие налоги.

Вообще, вводя ЕНС, о порядке учета пени по решениям о привлечении к налоговой ответственности разработчики закона явно не подумали, что породило массу проблем. Недавно мы в судебном порядке признали недействительным решение налогового органа о привлечении клиента к ответственности. На недоимку по НДС была начислена пеня. Как и недоимка, она была списана с единого налогового счета в 2023 г. Суд признал решение налогового органа недействительным — и предприниматель обратился в налоговый орган с запросом на возврат недоимки, пени и штрафа. Недоимку и штраф вернули, а из 11,5 млн руб. пени вернули лишь 500 тыс. руб. Он спросил инспектора: где 11 млн руб. пени? Тот ответил: «У нас программа так работает, что мы не можем вам вернуть 11 млн руб. пени. Деньги в бюджете». Что на это скажешь?

Ему даже не предложили зачесть эту сумму в счет уплаты будущих налогов?

— Чтобы зачесть эти деньги в счет уплаты налогов, нужно, чтобы они поступили на единый налоговый счет. Потому что совокупная налоговая обязанность определяется по данным ЕНС. Деньги в бюджете, и они не могут вернуться на ЕНС, потому что «программа так работает». Я не знаю, чем закончится эта история, мы будем разбираться с ней уже в 2024 г.

Базовый подход ФНС в отношении системы ЕНС такой: в целом все хорошо. Есть точечные проблемы по отдельным налогоплательщикам. Мы о них знаем и работаем над их устранением.

Чем, кроме ЕНС, запомнился 2023 г.?

— Налогом на сверхприбыль, который возник в августе 2023 г. Он коснулся исключительно крупного бизнеса, но, чтобы ввести налог на сверхприбыль, потребовалось изменить Налоговый кодекс: ввести норму о том, что налоги могут быть разовыми (так называемые «налоги разового характера» — п. 8 ст. 12 НК РФ). До этого в РФ «разовых» налогов не было, сейчас этот «ящик Пандоры» открыт, что именно государство завтра решит обложить «разовым налогом», отдельный вопрос. С этим нам предстоит жить и работать.

К чему готовиться бизнесу в 2024 г. с точки зрения налогового права и его применения?

— Чтобы обрисовать тренды в налогообложении и перспективы на 2024 г., имеет смысл процитировать заместителя главы Минфина Алексея Сазанова: «Принято решение не повышать основные налоги [в 2024 г.]. Соответственно, основной упор будет сделан на администрирование».

Надо четко понимать: когда чиновники говорят, что налоги не будут повышаться, они имеют в виду именно ставки налогов. Основные налоги — это НДС, налог на прибыль и НДФЛ. Можно предполагать, что ставки по ним не вырастут. Из этого абсолютно не следует, что налоги не вырастут в абсолютных цифрах. Думаю, в абсолютных цифрах налоги вырастут, государство, не меняя ставки по основным налогам, попытается получить с налогоплательщиков больше.

Например, в Москве с 1 января 2024 г. кадастровая стоимость жилой недвижимости вырастет в среднем на 21%, соответственно вырастет и налог на имущество физических лиц. В 2023 г. увеличивались акцизы (на алкоголь, табачную продукцию, автомобили и бензин), они будут увеличиваться и в 2024 г. (на табак и вино). Расширена налоговая база по налогу на добычу полезных ископаемых. Это первый момент.

Второй — Минфин четко говорит об ужесточении налогового администрирования. Бюджет должен получить больше. За счет чего? За счет налогового контроля: налоговый орган будет более настойчиво, более энергично работать с налогоплательщиками, «побуждать» их к добровольной уплате, доначислять налоги и так далее.

На следующий год утвержден достаточно жесткий план по доходам, которые администрируются ФНС. В федеральном бюджете на 2024 г. предусмотрен рост ВВП (то есть рост экономики) на 2,3%, при этом доходы бюджета должны увеличиться по отношению к 2023 г. на 22,3%. Эти цифры интересны и сами по себе, но они также порождают вопрос: за счет чего при росте экономики на 2,3% бюджет должен получить доход почти в 10 раз больше? Видимо, как раз за счет ужесточения администрирования. Потому что 14% из этих 22,3% должна принести в бюджет Федеральная налоговая служба.

Эти цифры означают, что в 2024 г. смягчения налогового администрирования и облегчения налогового бремени для бизнеса мы не дождемся. Значимым источником пополнения бюджета становятся штрафы, размер которых заметно увеличивается. Например, штраф по ст. 129.4 НК РФ за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках увеличен с 5 тыс. руб. до 100 тыс. руб. А за занижение налогоплательщиком сумм налога в результате искажения цен в контролируемых сделках (п. 1 ст. 129.3 НК РФ) вместо штрафа в 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 тыс. руб., с 1 января 2024 г. введен штраф в размере 100% от неуплаченной суммы налога, но не менее 500 тыс. руб.

Предпроверочный анализ бизнеса будет бесконечным

«Побуждение налогоплательщиков к добровольному уточнению налоговых обязательств» через проведение предпроверочного анализа — один из ключевых трендов последних лет в отношениях налоговых органов с бизнесом. Законодательно предпроверочный анализ не урегулирован. Тем не менее использование этого инструмента давления на бизнес приобретает все более массовый характер.

Исходя из сказанного выше, можно предположить, что в 2024 г. будет больше предпроверочного анализа?

— Предпроверочный анализ будет бесконечным, перманентным, бизнес будет постоянно получать требования от налоговых органов и приглашения для дачи пояснений. В ноябре был принят закон (Федеральный закон от 27 ноября 2023 г. № 539-ФЗ), ужесточающий контроль за трансфертным ценообразованием в сделках российских налогоплательщиков с контролируемыми иностранными компаниями. В 2022–2023 гг. российский бизнес, выстраивая заново «логистические цепочки», обзавелся фирмами-посредниками в различных юрисдикциях, в 2024 г. ФНС будет обращать особое внимание на цены в сделках с такими иностранными фирмами.

Вообще налоговый орган в следующем году будет обращать пристальное внимание на сделки с аффилированными лицами. В первую очередь это касается кейсов, связанных с дроблением бизнеса, когда компания ведет его через несколько организаций, и между ними «курсируют» товары и услуги. Налоговый орган вправе поставить вопрос об экономических целях и условиях этих сделок. И бизнесу надо готовиться отстаивать свою позицию в спорах, потому что и усиление контроля за трансфертным ценообразованием, и ужесточение предпроверочного анализа преследуют одну цель: доначислить больше.   

Доначислить больше — некий девиз на следующий год?

— Доначислить больше — девиз ФНС РФ на каждый год, но девиз на 2024 г. — доначислить на 14% больше, чем в 2023 г.

Предпроверочный анализ до сих пор остается в некой серой зоне с точки зрения утвержденных законом правил, регламентов?

— С точки зрения Федеральной налоговой службы ни в какой серой зоне предпроверочный анализ не находится. Действительно, он не урегулирован Налоговым кодексом: в законе нет норм о предпроверочном анализе. Периодически на конференциях коллеги спрашивают представителей ФНС, будут ли внесены в Налоговый кодекс нормы, связанные с предпроверочным анализом. Налоговики на это отвечает: НК РФ предусмотрены общие права налогового органа — право получать информацию об исчислении налогов, право вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений, право получать информацию и документы об исчислении и уплате налогов, и мы просто эти права реализуем. Это лукавая позиция. По закону, налоговые органы вправе получать информацию о деятельности налогоплательщиков, но в порядке, предусмотренным Налоговым кодексом. То есть, это не безусловное право, Налоговый кодекс регулирует порядок его реализации.

Изменения в НК нужны именно налогоплательщикам для обеспечения гарантий их прав и баланса интересов. Если налоговый орган собрал какую-то информацию о бизнесе, руководитель этого бизнеса должен знать, что это за данные, чтобы проверить их достоверность и при необходимости скорректировать.

Но норм о предпроверочном анализе в НК нет и, видимо, их появление не предвидится. Прежде всего, потому что такая ситуация устраивает ФНС РФ: отсутствие в законе норм о предпроверочном анализе означает отсутствие каких-либо ограничений в этой сфере для налоговых инспекторов.

В отношении каких компаний сегодня проводится предпроверочный анализ — это крупный бизнес, средний, малый?

— Предпроверочный анализ проводится в отношении любых компаний, независимо от масштаба. Он приносит бюджету больше, чем камеральные или выездные налоговые проверки: на него приходится 52–53% сборов. То есть, в результате «побуждения налогоплательщика к добровольному уточнению налоговых обязательств» бюджет получает больше, чем от всех камеральных и выездных проверок вместе взятых. Разумеется, налоговый орган абсолютно не собирается отказываться от этого инструмента.

Конечно, не все плательщики получают соответствующие требования. Но если налоговый орган видит какие-то маркеры риска, он их направит. Таких маркеров множество, главный — проблемные контрагенты в любом — третьем, четвертом, пятом звене.

Абсолютное большинство требований ФНС связаны с разрывами по НДС. Нужно учитывать, что налоговый орган в текущем режиме получает в банках выписки по всем расчетным счетам налогоплательщиков и анализирует их с помощью ПО. По итогам анализа выявляются, скажем так, подозрительные операции: «разрывы» в цепочке уплаты НДС, систематическое обналичивание (снятие) денег, регулярные операции с существенным количеством самозанятых, сделки с аффилированными лицами, непрофильные операции (сильно отличающиеся от основного вида деятельности организации).

Все эти сомнительные с точки зрения нового органа операции могут стать поводом для повышенного внимания налогового органа, направления требований о предоставлении информации и документов, вызова налогоплательщика «для дачи пояснений».

Предпроверочный анализ (в виде получения информации и документов, пояснений налогоплательщика) нужен потому, что налоговый орган не располагает первичными документами о хозяйственных операциях компании, поскольку никакой проверки он не проводит. Чтобы обоснованно доначислять и предъявлять претензии, ему нужна «первичка». Если налогоплательщика просят пояснить его отношения с определенными лицами, рассказать, как исполнялся договор, почему и зачем он был заключен, значит, в его отношении идет предпроверочный анализ по определенным хозяйственным операциям или контрагентам. 

18 декабря DK.RU опубликовал вторую часть интервью с Романом Речкиным. В ней эксперт рассказывает, как интересующие государство активы переходят из частных рук под контроль государства, о первых итогах приостановки соглашений об избежании двойного налогообложения, и к чему готовиться бизнесу в 2024 г.

Читайте также на DK.RU:

Готовьтесь к драконовским штрафам и расширению мониторинга — налоговые риски в 2024 г.

Главные уголовные риски для бизнеса в 2023 г. и как их избежать — адвокат Павел Репринцев

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.