Подписаться
Курс ЦБ на 19.12
80,03
94,25

«Приходят в компанию, а уходят от руководителей». Как удержать сотрудников в 2024 г.?

Будущий год пройдет для работодателей под девизом: «Удержи сотрудника». Человеку, помимо карьерного роста и высокой зарплаты, важен и психологический климат в коллективе, напоминают эксперты.

На фоне дефицита кадров обостряется конкуренция за сотрудников, в первую очередь это касается опытных специалистов: или их переманивают конкуренты, или они сами уходят на свободный рынок в поисках лучшего предложения. В такой ситуации бизнес держит фокус на удержании персонала. Руководителям приходится решать нетривиальную задачу — как говорят эксперты, только деньгами опытных специалистов не удержать. 

Топ-менеджеры крупных компаний в рамках круглого стола «Фокус на удержании персонала внутри компании» обсудили задачи, с которыми им приходится сталкиваться, поделились эффективными мерами по сохранению персонала и рассказали об ожиданиях в 2024 г. 

Участниками круглого стола стали исполнительный директор, руководитель филиала банка Уралсиб в Макрорегионе Урало-Сибирский Наталья Голубева, замдиректора Уральского филиала «Полиметалл» по персоналу и социальным вопросам Артемий Черданцев и HR-директор ГК «АТОМ Минералс» Наталья Есемчик.

Сложный рынок

Все участники круглого стола согласились с тем, что стратегии по удержанию сегодня важны как никогда. 

 С кадрами сейчас сложно, особенно с высококвалифицированными специалистами. Персонал обязательно надо удерживать. Тем более в текущих условиях, когда российская промышленность растет, развивается и нуждается в кадрах, конкуренция за сотрудников на рынке очень высокая.

Когда человек к нам приходит, мы вкладываем в него свое время, обучаем, погружаем в нашу корпоративную культуру, растим профессионала. Терять его дорого во всех смыслах. Поэтому важно, чтобы сотрудник оставался с нами, чтобы его все устраивало на текущем месте работы, и он не смотрел на сторону, — говорит Артемий Черданцев.

Наталья Голубева добавляет, что удержание сотрудников — это сложная задача, которая предполагает системную работу компании по разработке и воплощению в жизнь мер, направленных на поддержание вовлеченности сотрудников в рабочий процесс.

Для этого необходимо проанализировать данные по текучести кадров и основным причинам увольнений, провести выходные интервью с увольняющимися, которые проявили себя как эффективные сотрудники. Полезно организовать опросы членов коллектива на тему вовлеченности для получения обратной связи по рабочим процессам, условиям труда, уровню удовлетворенности и т.д.

Нужность или ненужность тех или иных сотрудников зависит от того, какие планы и действия у компании в приоритете, — уточняет Наталья Есемчик. — В первую очередь нужно удерживать не лояльных сотрудников, а тех, которые влияют на результаты бизнес-процессов, в частности технологические. Например, разработчики программных продуктов в нынешних реалиях дороже золота.

Стратегии удержания

В каждой компании ищут свои способы удержания сотрудников, при этом все участники дискуссии согласны, что самый простой, но наименее эффективный — повышение зарплат. «Часто бывает, что работодатели накручивают вилку зарплат до максимально возможного уровня и даже выше, чтобы удержать сотрудников», — подтверждает Наталья Есемчик.

«Приходят в компанию, а уходят от руководителей». Как удержать сотрудников в 2024 г.?
 1Наталья Есемчик, HR-директор ГК «АТОМ Минералс»:

— Например, логистические организации на территории присутствия ГК «АТОМ Минералс» были вынуждены вступить в борьбу за сотрудников, что привело чуть ли не к ежедневному росту тарифных ставок водителей. В результате этой гонки месячное вознаграждение водителей грузовых автомобилей и спецтехники выросло в 5 раз. 

Эти невероятные события создают впечатление, что обычные сотрудники становятся «звездными», и их мотивирует прийти или остаться в компании только размер заработка или щедрые денежные бонусы. Но не только в этом суть происходящего сегодня. 

Я считаю, что наше время позволило людям почувствовать себя исключительно важными, выдающимися. Именно сейчас, в условиях дефицита человеческих ресурсов, они могут себе позволить стать элитой. Здесь, мне думается, кроется и способ нового удержания людей в компании. Он заключается не в покупке человеческих рук, а в оплачивании ценностей, которые важны сегодня людям, — свободы, комфорта, стабильности.

Сегодня в компаниях считается нормой усиленная работа по вовлечению сотрудников в корпоративную культуру и проведение опросов удовлетворенности персонала. По результатам таких опросов в Уралсибе, например, принимают решения о повышении уровня оплаты труда эффективным работникам, предоставлении льгот и привилегий, о проведении различных командообразующих мероприятий, рассказывает Наталья Голубева.

«Приходят в компанию, а уходят от руководителей». Как удержать сотрудников в 2024 г.?
 2Наталья Голубева, руководитель филиала банка Уралсиб в Макрорегионе Урало-Сибирский:

— Важно создавать комфортные условия труда. Коллектив большую часть времени проводит на рабочем месте, которое должно соответствовать не только требованиям охраны труда, но и создавать все условия для эффективной работы. Так работник сможет реализовать свой потенциал в полном объеме.

Не забывайте уделять внимание развитию и обучению сотрудников и руководителей. Например, в нашем банке есть учебная платформа, где проводятся обязательные дистанционные курсы и тесты, есть возможность выбрать дополнительные обучающие тренинги и вебинары. Бизнес-тренеры корпоративного обучения проводят очные и дистанционные курсы для персонала.

Любому человеку, кроме условий труда, карьерных перспектив и уровня заработной платы, важен психологический климат в коллективе.

Возможность карьерного роста — это один способов мотивации. Компании, которые заинтересованы в карьерном росте сотрудников, получают не только вовлеченного человека, но эффективного и продуктивного члена команды. 

И, конечно, забота о благополучии и здоровье — это неотъемлемая часть современного управления персоналом. Компании, которые проявляют такую заботу, получают множество преимуществ: лояльность, повышение производительности, снижение пропусков работы в связи с больничными, снижение текучести персонала и т.д.

С мнением коллег согласен и Артемий Черданцев. Он говорит, что в вопросе удержания сотрудников деньги — не определяющий фактор.

«Приходят в компанию, а уходят от руководителей». Как удержать сотрудников в 2024 г.?
 3Артемий Черданцев, замдиректора Уральского филиала «Полиметалл» по персоналу и социальным вопросам:

Да, у нас зарплата достойная, зачастую выше рынка, но для сотрудников важнее комфорт на рабочем месте, хорошие отношения в коллективе, удобная спецодежда, элементарно чтобы ботинки не жали. Все это создает среду, в которой заботятся о человеке. 

Вся система работы с персоналом выстроена таким образом, чтобы ситуаций, когда сотрудник приходит к руководителю и говорит: меня не устраивают условия, я хочу уволиться, не было. То есть мы работаем на опережение. 

Мы предоставляем сотрудникам социальные гарантии: у нас есть система ДМС, есть программа по компенсации части процентов по ипотечному кредитованию, развита спортивная жизнь, проводятся различные соревнования. Также есть меры по поддержке семей: предоставляем путевки в лагеря детям, организовываем праздники, Новый год. У нас прописаны все положения о социальных гарантиях, о помощи в сложных жизненных ситуациях. 

Вся наша система по работе с персоналом направлена на то, чтобы люди чувствовали заботу о себе.

Еще один из основных методов удержания сотрудников — кадровый рост, признание заслуг и достижений сотрудников. Это направление у нас развито. Вообще вырастить человека внутри компании — это дорого, причем в прямом смысле слова. Мы тратим много времени и денег на его развитие и обучение, но в итоге он полностью погружается в производство и корпоративную культуру. У нас в компании много примеров, когда руководители серьезного уровня начинали с рабочих, потом становились мастерами, инженерами и так далее. 

При этом меры по работе с молодым поколением несколько отличаются от тех, которые эффективно работают с более старшими работниками, говорит эксперт:

— Приходя к нам, сотрудник знает, что у него будет белая зарплата два раза в месяц, пенсионные отчисления, прочие социальные гарантии, он уверен, что в «Полиметалл» все будет честно и по закону, то есть у компании уже есть имидж — это тоже немаловажный фактор при удержании и привлечении нового персонала. Особенно это ценит старшее поколение.

Молодежь пока что не задумывается о пенсионных отчислениях, им важнее комфорт и условия для самореализации. Они хотят работать на автоматизированных производствах, где применяются новые технологии, ИИ — в нашей компании этому уделяется большое внимание.

Роль руководителя

Есть популярное выражение: «Приходят в компанию, а уходят от руководителей», — говорит Наталья Есемчик. По ее словам, сегодня роль руководителя при работе с персоналом сложно переоценить:

— Уверена, что сотрудник не захочет покинуть компанию, если в ней созданы благоприятная атмосфера партнерства и комфортное взаимодействие с коллегами и руководителем. Может показаться, что оценка личных качеств руководителя носит субъективный характер. Но на самом деле руководитель — определяющее лицо во взаимоотношениях в коллективе. Необходимо обучать управленческий состав развивающей обратной связи, открытой коммуникации, лидерству и гуманистическому или человекоцентричному подходу к работе с командами.

Раньше, лет пять назад, руководителей выбирали в первую очередь за способность управлять сотрудниками и оценивали их результаты по степени выполнения поставленных целей. Сейчас в компаниях стремятся нанять или обучить людей, которые могут и хотят стать хорошими коучами, психологами, тренерами. 

Я убеждена в том, что самыми эффективными менеджерами в будущем станут те, кто способен выстраивать принципиально новые отношения с подчиненными, основанные на взаимном уважении, открытом общении, сопереживании и готовности понимать различные точки зрения. Эти отношения отдают приоритет равенству, доверию и сотрудничеству, создавая среду, в которой сотрудники могут расти и процветать вместе. 

Что это значит? Руководитель выбирает проактивную позицию, в которой не просто ждет готовых ответов или информации, а вступает в диалог с работником и совместно с ним ищет решение. Многие этот метод называют коучинговым подходом в управлении.

Артемий Черданцев добавляет, что сегодня всем руководителям «Полиметалл» приходится заниматься «человеческими» вопросами: 

— Все, от топ-менеджера до мастера участка, вовлечены в эту работу: кто-то в большей, кто-то в меньшей степени. Умение работать с людьми — одна из основных компетенций руководителя.

Наталья Голубева согласна, что руководитель выступает инициатором, организатором, контролером и, конечно, лидером в компании:

— В новых реалиях руководитель должен быть не только профессионалом в своей сфере, но и успешным управленцем с развитыми личностными качествами, которые позволяют выстраивать эффективную коммуникацию с подчиненными и между смежными структурными подразделениями. Руководитель, обладающей эмпатией, умеет определять сильные стороны и мотивы других и успешно ведет свою команду к победе.

Работа над сохранением коллектива не начинается с заявлений на увольнение, ее следует вести задолго до этого. Любой организации необходима стратегия удержания персонала, которая должна быть разработана и реализована на всех этапах корпоративной «жизни» сотрудника — таких как прием на работу, адаптация, обучение, карьерное развитие.

Прогнозы на 2024 год

Все участники круглого стола сходятся во мнении, что, как и в 2023-м, в 2024 г. актуальным будет вопрос по укомплектованности штата, привлечению квалифицированного персонала, развитию и удержанию ценных сотрудников. При этом в условиях высокой конкуренции найти и привлечь эффективных кандидатов в организацию непросто. 

Артемий Черданцев уверен, что все компании в полной мере почувствовали на себе кадровый голод:

— Привлечение персонала — непростая задача в текущих условиях. На прошлой неделе я посещал соседний регион, и мне рассказывали, что тоже испытывают трудности с наймом сотрудников. 

В нашем случае кадровый голод объясняется развитием производства. У нас есть стабильно действующие предприятия, и на них вакансии в большей степени закрыты, штат укомплектован. Но в этом году мы открыли новую обогатительную фабрику, в следующем году запускаем вторую очередь. Есть еще ряд проектов, которые мы планируем запустить в следующем году, и как раз на этих предприятиях нам предстоит с нуля комплектовать штат персонала. 

Готовых специалистов на свободном рынке нет, все сотрудники высокой квалификации, которые решают сменить работу, даже не попадают на рынок труда, быстро уходят в другие компании. Такого, чтобы за забором стояла толпа квалифицированных кадров, нет. И такая ситуация во всех регионах. Все, кто стоит на бирже труда — либо предпенсионеры, либо имеют специальность, которая сейчас не востребована. Привлечь и удержать — основные вызовы следующего года. 

Наталья Есемчик согласна, что главными задачами в 2024 г. останутся процессы внешнего найма, развитие бренда работодателя, внедрение или совершенствование адаптации и онбординга:

— Важнейшей задачей и приоритетом № 1 останется внешний наем. Приоритетом второго уровня будет удержание. Обучение (развитие профессиональных знаний и навыков) в 2024 г. станет более актуальным, чем в 2023-м. 

С учетом роста HR-бюджета у 46% компаний России на 10-20% (по данным отчета SHL) усилится внимание и контроль за эффективностью HR-специалистов. К тому же сфера ответственности и круг задач HR будет расширяться — от активного участия в операционной деятельности до партнерского участия в управленческих задачах стратегического уровня. 

При этом, я думаю, доступные ресурсы для HR не всегда будут соответствовать уровню стоящих перед ними задач. Общей тенденцией на 2024 г. для всех бизнес-процессов я бы назвала сокращение горизонтов планирования вплоть до нескольких месяцев, так как уровень неопределенности достиг пиковых значений. А способом выживания в таких реалиях я вижу создание положительно эмоционально заряженной команды в соответствии с ценностями и культурой компании

Наталья Голубева считает, что кандидаты, делая выбор в пользу той или иной компании, смотрят не только на бренд работодателя, уровень оплаты труда или условия работы, но и на корпоративную культуру — это то, над чем нужно работать: 

— Они читают отзывы о компаниях, обращают внимание на социальные активности организаций, находят в соцсетях действующих сотрудников для уточнения возникших вопросов. В связи с этим компании должны уделять особое внимание работе по удовлетворенности и вовлеченности персонала.

Что касается советов на 2024 г., то нужно искать «своих» сотрудников — выбирать тех, кто не только полностью отвечает требованиям должности (образование, опыт, квалификация и т.д.), но и близок по духу, убеждениям. Такой человек быстрее адаптируется и вливается в команду, принимает ценности и правила компании.

Сегодня уже стало понятно, что программы адаптации должны быть в любой организации. Очень важно помочь новичку быстрее включиться в рабочие процессы. 

И обязательно внедряйте программу наставничества, если в вашей компании этого еще нет. Наставничество способствует удержанию сотрудников, так как новички понимают, что им помогают, поддерживают. С другой стороны, опытные сотрудники чувствуют свою значимость и важность для компании.

Читайте также на DK.RU:

Дискриминация по возрасту — есть ли она? Как найти работу «белому воротничку» старше 45-ти

Рынок дорогого труда. К 2030 г. дефицит кадров в России достигнет 4 млн человек

Самое читаемое
  • Налоговая реформа-2026: что реально изменится для бизнесаНалоговая реформа-2026: что реально изменится для бизнеса
  • «Вернувшись из-за рубежа я понял: российские разработки ничем не уступают зарубежным»«Вернувшись из-за рубежа я понял: российские разработки ничем не уступают зарубежным»
  • Новые правила заселения в отели отменяют паспорта и негарантированное бронированиеНовые правила заселения в отели отменяют паспорта и негарантированное бронирование
  • «Предали интересы государства». Будет изъят очередной холдинг, обогатившийся на оборонке«Предали интересы государства». Будет изъят очередной холдинг, обогатившийся на оборонке
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.