Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Хочется много туристов, и интересантов хватает. Но что-то идет не так…

Хочется много туристов, и интересантов хватает. Но что-то идет не так…
Иллюстрация: сообщество БУТ во ВКонтакте

Екатеринбург бьет рекорды по числу туристов, но город выдерживает их наплыв за счет героизма отдельных организаторов. Проблем хватает, и когда-то это может привести к туристическому коллапсу.

В последнее время высказывания чиновников все чаще наталкивают на мысль, что туризм — это наше все. Он и экономику способен поднять, и демографическую проблему отдельно взятых красивых и благополучных мест на Земле решить — ибо именно там захотят жить туристы, однажды побывавшие здесь. То есть города борются за туризм и за туристов.

Екатеринбург входит в первую десятку самых привлекательных городов России с туристской точки зрения. Чиновники рапортуют о рекордных показателях в отрасли. Есть и новые проекты — амбициозные и масштабные. Однако у нас пока нет стратегии развития туризма, зато есть очевидные проблемы с имиджем и недостаток смыслов, говорят они.

Пока представители власти предлагают решать глобальные задачи типа «кто мы такие, зачем и куда мы идем?», представители отрасли болеют о насущном: туристам надо где-то переночевать и поесть, а у нас «сервисная кома» во время каждого более-менее масштабного мероприятия и даже экскурсионный автобус остановить негде — проблемы с парковками.

7 февраля в ДОМНЕ прошла встреча представителей туристской отрасли, где обсуждались локальные практики и тренды развития туризма. DK.RU публикует высказывания участников этого мероприятия и мнения независимых экспертов.

Итоги работы туристической отрасли в 2023 г.

(предоставлено Департаментом по развитию туризма и индустрии гостеприимства Свердловской области):

  • 8-е место в рейтинге по количеству турпоездок среди регионов Российской Федерации;
  • 3,7 млн человек посетили регион с туристическими целями;
  • 2 млн человек было размещено в отелях и гостиницах;
  • 559 коллективных средств размещения действует в области;
  • 19,5 тыс. номеров и более 50 тыс. мест размещения в регионе;
  • 75-80% — загрузка средств размещения в прошлом году;
  • 12 млрд руб. суммарный доход коллективных средств размещения в области;
  • 21 млрд 300 млн руб. — объем платных туристских услуг населению;
  • 630 млн руб. привлек департамент по развитию туризма в рамках нацпроекта «Туризм»;
  • 83 проекта на общую сумму 357,2 млн руб. областных и федеральных средств реализованы в сфере туризма предпринимателями региона;
  • 294 млрд руб. составили частные инвестиции в туризм региона;
  • 20 новых средств размещения на 100 мест открылось в прошлом году;
  • 21 проект реализован в регионе по развитию пляжной инфраструктуры (рядом с Мариинскими избами на р. Ревда, реализация проекта Баден-Баден в Сысерти, пляж на берегу оз. Балтым, пляж в «Парке Сказов»);
  • 4 новых путеводителя по Свердловской области.

Сергей Плахотин, заместитель главы Екатеринбурга:

Сергей Плахотин
Фото: АНО «Лаборатория внутреннего туризма»

Екатеринбургу необходимо сменить имидж

— Город — это люди, и он развивается тогда, когда его жителей с каждым годом становится больше. За последние три года бюджет Екатеринбурга увеличился на 20 млрд. Главная стратегия Екатеринбурга заключается в том, что это один из лучших городов России для жизни и работы.

Развитие туризма, безусловно, должно соответствовать этой стратегии — приезжающий турист должен рассматривать Екатеринбург как место для того, чтобы остаться здесь.

В ближайшее время мы начнем собирать представителей сообщества, чтобы не просто говорить, а начать создавать стратегический план развития туризма в Екатеринбурге. Мы прекрасно понимаем, что нам необходим новый брендинг. Образ, который достался нам от Свердловска — серый, мрачный, криминальный, бесовской город. Безусловно, мы должны работать над имиджем.

Меры поддержки бизнеса в 2024 г.

Эльмира Туканова, директор департамента по развитию туризма и индустрии гостеприимства региона:

Эльмира Туканова
Фото: АНО «Лаборатория внутреннего туризма»

— В текущем году мы ожидаем федеральной поддержки строительства модульных некапитальных средств размещения. С ее применением на территории нашего региона будет реализовано 10 проектов. Общая сумма поддержки — 372 млн руб. Это позволит увеличить номерной фонд на 279 номеров. В первую очередь будут финансироваться проекты, находящиеся рядом с популярными туристскими локациями.

Министерством экономического развития РФ внесены изменения в правила предоставления субсидий из федерального бюджета. В 2024 г. Свердловской области выделена единая субсидия из на общую сумму 218 млн руб. Эти средства будут направлены на создание и развитие пляжей, национальных туристских маршрутов, причальной инфраструктуры, круглогодичных бассейнов, электронных путеводителей и доступной туристской среды для людей с ОВЗ.

В 2024 г. будут выделены субсидии на поддержку и проведение событийных мероприятий. Средства могут получить мероприятия или события, рассчитанные на посещение не менее 10 тыс. чел. На данную субсидию могут заявляться только юридические лица и компании без государственного участия. Софинансирование со стороны инвестора — не менее 30% от общей суммы расходов.  Событие должно раскрывать потенциал и аутентичность области.

О стратегии

Татьяна Белик, директор МКУ «Столица Урала»:

Хочется много туристов, и интересантов хватает. Но что-то идет не так… 1

— Сейчас туризм в Екатеринбурге носит несбалансированный характер. Основной вид туризма — деловой и событийный. Мы думаем о том, что нужно переосмыслить структуру туризма и целевые аудитории. Потому что самые большие траты находятся в зоне делового туризма.

Исследователи озвучивают такие соотношения: один деловой турист — это семь культурно-познавательных, десять горнолыжных туристов и тринадцать паломников.

Траты туристов в месяце, когда есть деловые события, в два раза превышают траты туристов, когда нет крупных мероприятий. Например, когда проходил Форум 100+ в 2023 г., город посетило 166 тыс. туристов, что на 66% больше, чем в предыдущем году. При этом инфраструктура Екатеринбурга способна выдержать и 255 тыс., которые были на 300-летии города.

Однако именно культурно-познавательный туризм, независящий от проведения мероприятий, должен сформировать ядро туристического потока. Но нам нужно поработать со смыслами. Екатеринбург — большой город. Сложно сказать, на чем акцентировать его позиционирование. Для нас на сегодня это одна из самых важных задач.

В условиях борьбы городов и стран за человеческий ресурс мы рассматриваем туризм как ценный инструмент. В этом плане мы думаем, что туризм может обладать более многогранным экономическим эффектом, чем просто вносить вклад в экономику города, он может привлекать в город людей, капиталы, стартапы, бизнесы.

О новых проектах

Вячеслав Пестриков, директор АНО «Лаборатория внутреннего туризма»:

Хочется много туристов, и интересантов хватает. Но что-то идет не так… 2

— На наш взгляд, очень важна такая сфера туристической отрасли, как природный туризм. В 2023 г. мы вышли в активную фазу развития проекта национальной тропы «Большая уральская тропа». Она проходит меридионально по Уральскому горному хребту, захватывает пять регионов, ее протяженность 2,5 тыс. км. Есть водный и велосипедный маршруты. Екатеринбург — самый крупный туристический хаб на этом проекте.

Когда мы запустили сайт и провели маркировку, мы поняли, что основным вопросом от потенциальных туристов является, а как сюда приехать, что можно увидеть. Наш город окружен природными достопримечательностями. Даже его жители не знают, что в черте города есть природные, исторические и археологические памятники.

Город расширяется во все стороны — на север, юг, запад и восток. Но запроектированных парковых зон, связанных между собой, связанных с центром города, как бы и нет.

Мы вышли с этой инициативой в администрацию города. Так возник наш совместный с администрацией Екатеринбурга проект продуманных велопешеходных маршрутов вокруг города. в соответствии с градостроительной концепцией. Он пройдет через 30 парков города, 30 баз отдыха и отелей, 10 водоемов, соединив все ключевые исторические и культурные памятники Екатеринбурга.

Я думаю, что у нас это получится реализовать. Сегодня уровень компетенции команды АНО «Лаборатория внутреннего туризма» достаточно высокий. Мы делаем самый крупный туристический проект в России — «Большая уральская тропа».

О туристских проблемах в Екатеринбурге

Хочется много туристов, и интересантов хватает. Но что-то идет не так… 3Константин Брыляков, вице-президент Уральского союза экскурсоводов и гидов-переводчиков:

— В Екатеринбурге, в местах показа, где можно остановить автобус и высадить экскурсантов, установили несколько знаков. По факту сейчас работает знак только у колледжа имени Ползунова и у Храма-на-Крови. Но даже там эти места постоянно занимает легковой транспорт. Такой же знак напротив Оперного театра не работает по той же причине. У Ельцин Центра знак демонтировали неизвестно почему, и теперь водители вообще там останавливаться отказываются.

Эта проблема для экскурсоводов острая, но не единственная. Нас действительно волнуют туалеты на маршрутах. Если нас сравнивать с такими городами, как Тюмень и Казань, то в этом вопросе мы от них по-прежнему отстаем. Если индивидуальные туристы могут пользоваться бесплатными модульными туалетами, то для группы это большая проблема.

Также мы отмечаем очень плачевное состояние объектов показа, объектов культурного наследия: Городок чекистов, гостиница «Большой Урал», гостиница «Мадрид» на Уралмаше, Белая Башня. Это в основном памятники архитектуры стилистики конструктивизма, состояние которых удручает, ухудшается, бросаются в глаза завандаленные фасады, отвалившаяся штукатурка.

Мы экскурсантам об этом рассказываем, а они нам говорят: «А в чем же, собственно, предмет гордости, если вы же довели его до такого состояния? В общем-то вам нечем гордиться!».

Мы стараемся говорить об этом везде, где только можно. Но это очень капиталоемкий вопрос, который нужно решать с помощью областного и федерального бюджетов с Фондом капитального ремонта. В подобном состоянии ОКН деревянного зодчества. Сейчас идет ремонт и реставрация зданий в Литературном квартале — положительные моменты мы тоже замечаем.

Нас также заботит безбарьерная среда на пешеходных маршрутах, бесконтрольный въезд и парковка личного автотранспорта у Музея архитектуры и дизайна, безобразное постыдное качество укладки плитки в историческом сквере: «Это травмоопасно, а если прошел дождь, то плитка может обрызгать скопившейся под ней водой, это бесхозяйственность и крайнее вредительство», — написал кто-то из коллег. 

Экскурсанты отмечают в городе визуальный мусор — вывески, назойливая реклама, бумажные объявления на столбах, на заборах, на остановочных комплексах. Также удивляют переполненные урны в центре города, грязная улица Вайнера и то, что остается от лошадок. Бросается в глаза, что город наш очень провинциальный — в Казани, в Красноярске, в Новосибирске и в Тюмени такого уже нет, а у нас почему-то есть.

Яков Можаев, ресторанный критик Екатеринбурга, автор шоу «Можно с Можаевым»:

Хочется много туристов, и интересантов хватает. Но что-то идет не так… 4— Про туризм на Урале. Крик души. Хочется много туристов. И не мне одному. Интересантов хватает — и тех, с кого по государевой службе спросится, и тех, кто видит призрак звонкой монеты в кармане приезжих.

Однако врать себе — последнее дело: за эти деньги людям надо что-то дать. И, в идеале, чтобы им это понравилось. Или уж хотя бы не оскорбило в лучших чувствах. А начинается все не с прекрасной природы, исторического наследия, модного индустриального туризма, музеев, саммитов, соревнований и прочее, а с нижней ступени пирамиды Маслоу.

Физиология — поспать, покушать, приобщиться к удобствам гигиены, как без этого. И вот эта самая физиология на многочисленных собраниях, где лучшие умы решают — как обольстить и завлечь проезжающих, занимает дальние строки в повестке, или не занимает вовсе.

Каждое более-менее людное мероприятие погружает наш город в сервисную кому. В некоторых случаях вывозим, но исключительно на титаническом героизме отдельных организаторов.

А ведь именно физиология и является той самой доходной статьей, по которой платят туристы. А если это прямо круто, ярко и неповторимо — то с большим удовольствием и чаевые оставляют. Оставлю гостиничный бизнес сведущим коллегам — перейду к еде. Тезисно:

  • Стратегия стритфуда с местным колоритом — отсутствует.
  • Про напитки лучше и не думать — слабоалкогольное в уличном формате у нас вообще запрещено, разжиться по нынешним погодам стаканчиком глинтвейна (сбитня, грога, нужное вписать) — невозможно.
  • Проекты локальной кухни — эпизодически и неровно.
  • Уникальные гастрономические сувениры (не варенье из шишек и прочее, что и в Сибири вполне) — очень мало.
  • Гастрономические маршруты, кулинарный туризм — по пальцам счесть, вкраплениями.
  • И это при огромном потенциале — как историческом, так и ресурсном!

Чтобы наглядно — достаточно пройтись по центру. Да вот хоть по набережной, от «Космоса» до Драмтеатра. 3 полулегальных бусика с кофе, 2 лотка с попкорном, 2 тележки с мороженым в летнюю пору. Ах да, вареная кукуруза!

Для того чтобы ресторанный центр двухмиллионного города лег на бок и тяжело задышал, достаточно 2-3 тыс. туристов, которые бы решили сходить поужинать.

Читайте также на DK.RU: Новые точки притяжения, маршруты и программы. Что готовится для туристов на Урале в 2024 г.?

Обсудить

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.