Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Деньги не ходят». Международные грузоперевозки упали на 30-50% из-за проблем с платежами

«Деньги не ходят». Международные грузоперевозки упали на 30-50% из-за проблем с платежами
Иллюстрация: Изображение от freepik

В первую очередь сокращение грузоперевозок в РФ фиксируется с Турцией и Китаем. Собеседники говорят, что спрос на товар есть, но деньги за него могут идти месяцами, что приводит к задержкам поставок.

Директор по развитию бизнеса SOTA Logistic Игорь Чернышев рассказал «Коммерсанту», что в международных перевозках происходит значительное падение объемов, связанное с проблемами платежей из России в банки дружественных стран.

Даже по официальным данным, за первый квартал импорт из Турции упал более чем на 30%, хотя мы наблюдаем не менее 50%. Китайские банки сейчас отклоняют более 50% платежей из России, и динамика импортных перевозок из КНР соответствует данной цифре, официальные источники за первый квартал показывают сокращение примерно на 10%, — говорит он.

Совладелец и замдиректора ПЭК Вадим Филатов подтвердил, что по итогам первого квартала сроки проведения платежей между Россией, Китаем и Турцией увеличились в среднем с двух-четырех дней до трех-четырех недель, что задерживает доставку грузов.

Руководитель направления международных автоперевозок Noytech Supply Chain Solutions Иван Захарченко добавляет, что самая сложная ситуация при перевозках товаров из Китая — деньги за товар могут идти месяцами.

Президент таможенно-логистического брокера KBT Юлия Шленская уточнила, что на данный момент российско-китайские перевозки грузов практически остановились:

Товар есть, спрос есть, а деньги не ходят. Все, что могли отправить в кредит, под честное слово и так далее, уже вывезли. Но в большей степени все — и импортеры, и логисты — зависли в ожидании, когда же сложности закончатся. Сейчас в первую очередь спрос на финансовые услуги, на рабочие способы денежных переводов, и только потом — на логистику. Машину найти легко, вопрос, как ее оплатить.

Директор по международным транспортным операциям FM Logistic в России Ярослав Белоусов отмечает, что проблема с платежами в Китай привела к сокращению перевозок более чем на 30% и ужесточению конкуренции среди перевозчиков:

Как следствие, мы видим демпинг и снижение тарифов на автомобильные перевозки из Китая на 20–30% по сравнению с январем.

Основатель и директор ATI.SU Святослав Вильде говорит, что такая же проблема характерна для грузоперевозок на турецком и армянском направлениях. Кроме того, «довольно скромный рост спроса на перевозки в Казахстан и обратно».

В Киргизии с платежами ситуация получше, и с заявками на перевозки тоже. И тем более нет таких проблем в Белоруссии.

Источник в деловых кругах утверждает, что проблемы связаны в первую очередь с «усилением комплаенс-процедур китайских банков».

Очередное усиление отмечается со второй половины марта; если ранее риски вторичных санкций затрагивали в первую очередь платежи в долларах и евро, то теперь они распространяются на платежи в юанях, — добавляет он.

Ярослав Белоусов отмечает, что с середины марта также наблюдается увеличение заторов на всех автомобильных пунктах пропуска на границе между странами ЕС и ЕАЭС:

Как следствие, оборачиваемость транспорта снизилась, и на данный момент мы видим его дефицит. Сроки доставки товаров из Европы увеличились на 7–10 дней, тарифы выросли на 40–50% по сравнению с февралем.

Например, срок ожидания в очереди на границе Литва-Белоруссия в пунктах пропуска «Каменный Лог-Мядининкай» и «Бенякони-Шальчининкай» на въезд в Белоруссию составляет 5–6 дней, на выезд — около 20 дней.

В очереди на единственном работающем пункте пропуска на белорусско-польской границе «Козловичи-Кукурыки» на въезд в Белоруссию можно простоять 14–17 дней, на выезд — 1–2 дня. Срок ожидания проезда через границу Латвии и России на въезд в РФ составляет 8–10 дней.

Ранее DK.RU рассказывал, что с конца марта российские производители электроники стали получать письма от китайских партнеров о том, что оплата за заказанные компоненты не проходит через банки КНР.

Банки стали блокировать оплату поставок компонентов и наборов для сборки электроники («кит-наборы», в них входят процессоры, корпуса устройств, экраны и др.), в том числе серверов, систем хранения данных (СХД), ноутбуков и др. Оплатить заказы не могут даже юрлица, у которых действуют долгосрочные контракты с китайскими партнерами.

DK.RU также рассказывал, что в декабре 2023 г. большинство банков КНР прекратили расчеты с РФ в долларах, а весной этого года — и в юанях. Они опасаются вторичных санкций со стороны США. Китайскую валюту из России прекратили принимать Ping An Bank и Bank of Ningbo, DBS Bank, Great Wall West China Bank и другие. Отказ ряда китайских банков принимать платежи в юанях может привести к трудностям, но бить тревогу рано, утверждали эксперты, ведь многие банки все же продолжают работу с российским контрагентами, включая крупный Bank of China.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.