Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Рынок уходит в тень. 30% грузовых автоперевозчиков заявили о рисках банкротства в 2025 г.

Рынок уходит в тень. 30% грузовых автоперевозчиков заявили о рисках банкротства в 2025 г.
Иллюстрация: freepik.com

Рост ключевой ставки, увеличение лизинговых платежей и гонка за заказами привели к тому, что 70% игроков рынка автоперевозок ушли в тень. Компании экономят на налогах и платят зарплату «в конвертах»

В 2025 г. рентабельность крупных автоперевозчиков составит «минус 17%», об этом «Известиям» заявил член ассоциации «АвтоГрузЭкс», президент «Итеко» Евгений Бабаев.

Если в рейс вложено 100 руб., а на финише компания заработала 83 руб., то как раз можно говорить об отрицательной рентабельности в 17%, — отметил он.

Эксперт добавил, что власти в курсе сложившейся ситуации в отрасли, бизнес рассказал о проблемах на встрече с первым замглавы Минтранса Валентином Ивановым, которая прошла в конце ноября.

Евгений Бабаев объяснил, что в такое положение компании попали сразу по нескольким причинам:

Это и рост издержек на 11% из-за постоянно повышающейся ключевой ставки, ослабление рубля и увеличение кредитных и лизинговых платежей. К тому же ситуация развивается на фоне падения спроса на перевозки и, как следствие, снижения тарифов на 12%. В таких условиях могут работать лишь серые фирмы, которые экономят на налоговых отчислениях и страховых взносах при выдаче заработной платы.

По его словам, в борьбе за заказы нарушается режима труда и отдыха. Например, распространены экспресс-рейсы, где два водителя поочередно управляют машиной по 12 часов каждый. В итоге фура едет без остановки. Для таких схем крупный бизнес часто переводит сотрудников в статус самозанятых.

В совместном исследовании «АвтоГрузЭкс», Ассоциации добросовестных налогоплательщиков «РАДО», ПЭК, DIZI Group и Dentro сказано, что серый сегмент рынка автоперевозок оценивается в 65–70%, официальную деятельность по грузоперевозкам ведет порядка 30–35% игроков отрасли.

Кроме того, выдачу серых зарплат практикуют более 50% транспортно-логистических компаний. Глава «Общественной потребительской инициативы» (ОПИ) Олег Павлов уточнил, что водителям выдают реальную зарплату «в конвертах», так работодатели уменьшают страховые взносы и тем самым лишают гарантий работников.

Операционный директор ILC Александр Юрищев полагает, что отрицательная рентабельность с высокой долей вероятности приведет к банкротству ряда добросовестных перевозчиков.

Президент ассоциации перевозчиков «АвтоГрузЭкс» Вадим Филатов согласен с коллегами:

Рост себестоимости грузоперевозок при снижении тарифов вынуждает компании ограничивать развитие, что в перспективе приведет к уходу большинства добросовестных игроков с рынка.

Представители отрасли просят власти внести поправки в закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», чтобы перевозчиком могло выступать предприятие с водителем в штате и транспортным средством во владении. В отрасли считают, что также необходимо снизить размер НДС до 10% для транспортно-экспедиторских услуг, что исключит экономический смысл «оптимизации» НДС фирмами-нелегалами.

Ранее DK.RU рассказывал, что с 1 марта 2025 г. коммерческие перевозчики должны будут регистрироваться в специальном реестре, а также заносить в реестр грузовики. ФНС ранее отмечала, что после того как в 2009 г. было отменено лицензирование транспортных компаний, в отрасли отсутствует контроль за грузоперевозками. По данным на 2 апреля 2024 г., только 46,1 тыс. владельцев автомобилей уведомили, что занимаются перевозками, а это менее 20% от общего числа собственников. Таким образом, контроль за деятельностью 80% перевозчиков не осуществляется.

При этом зарплаты в автоперевозках остаются одними из самых высоких. В зависимости от региона водители получают порядка 150–250 тыс. руб. в месяц., однако в отрасли наблюдается острый дефицит кадров и нехватка дальнобойщиков.

Как рассказывал DK.RU, объем грузоперевозок в России за 2023 г. вырос на 60% и будет расти дальше. Быстрее всех развивается сегмент доставки в маркетплейсы, при этом предложение не успевает за ростом спроса: желающих отправить груз гораздо больше, чем исполнителей, готовых его перевезти. В связи с этим растут и тарифы на перевозку груза. Внутри России цены выросли на 41,1% за 2023 г. Доставка грузов из Москвы в Санкт-Петербург подорожала на 31,9%, а в обратном направлении — на 39,3%. Наибольший рост тарифов среди популярных направлений показали перевозки из Набережных Челнов в Челябинск, где рост ставок составил 76,7%, а также в Екатеринбург, куда грузоперевозки подорожали на 72%.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.