Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Юлия Голомшток: Мы как школа никогда не подпишемся под формулой «Клиент всегда прав»

Юлия Голомшток: Мы как школа никогда не подпишемся под формулой «Клиент всегда прав»
Иллюстрация: Высшая экономическая школа

Бизнес-образование относится к сфере услуг, но далеко не всегда учреждение может оказать буквально ту услугу, которую запрашивает клиент. Почему так, объясняет директор Высшей экономической школы.

Юлия Голомшток, соучредитель и директор Высшей экономической школы, коуч, психолог, преподаватель, консультант в области психологии управления:

— Мы как бизнес-школа можем отказаться делать то, что хочет клиент, если не считаем, что это будет ему полезно. В этом смысле формула «Клиент всегда прав» не отражает нашу картину мира. Нам ближе картина «Клиент всегда важен». Это значит, что, будучи бизнес-школой и имея 20-летний опыт в области обучения и развития людей и бизнес-систем, мы без всякого высокомерия понимаем, что наши компетенции в этой сфере выше, чем у отдельно взятого бизнеса.

В 2022 г. из закона «Об образовании в Российской Федерации» исключили понятие «образовательная услуга». Исключение этого термина снимает неоднозначное толкование и ассоциацию педагогической деятельности с коммерческими услугами.

Понятно, что в сфере бизнес-образования мы оказываем коммерческие услуги де-юре и де-факто. Но слово «образование» и для нас первично по отношению к слову «услуга».

И смысл образования заключается не в том, чтобы удовлетворять клиента по первому требованию первым пришедшим ему в голову способом. А в том, чтобы подобрать такие образовательные продукты и так оказать эти «образовательные услуги», чтобы в конечном счете бизнес клиента рос и развивался. 

Даже если клиент в чем-то убежден, сначала надо разобраться в сути его потребности,  истинных причинах его проблем. И что реально ему поможет, а что нет. В этом проявляется наша экспертность, профессиональная честность и наше понимание партнерства. И в этот момент мы, возможно, защищаем интересы клиента гораздо больше, чем кажется.

Пример из жизни, понятный каждому. Представим, что я пришла к парикмахеру и хочу, чтобы он меня постриг определенным образом. А его профессионализм позволяет ему понять, что это будет нелепо и мне не пойдет. И тут он встает перед выбором — сделать то, что хочу я, или занять внутреннюю позицию, быть честным по отношению к себе и сказать: «Вы знаете, я не буду вас так стричь, потому что это будет плохо». 

Примеры из нашей сферы выглядят иначе, но смысл тот же. Например, приходит к нам заказчик и говорит, что у него что-то не так с продажами. Просит, чтобы мы провели обучение для менеджеров. А первоначальный анализ ситуации показывает, что менеджеры умеют продавать и хорошо владеют техниками продаж.

Углубившись, мы понимаем, что проблема не в продажах. Худший сценарий, если проблема в маркетинге и в самом продукте. И если продукт проигрывает в конкурентной борьбе, то компетенции менеджеров дело не спасут.

Или, например, к нам обращаются за тренингом кросс-функционального взаимодействия, а проблема в том, что KPI разных отделов конфликтуют между собой. Тут никакие soft-skills не помогут, потому что каждое подразделение будет работать на свои KPI и, как лебедь, рак и щука, тянуть в свою сторону. 

Или нас просят провести обучение по управлению конфликтами, а мы понимаем, что природа конфликта организационная — размытые зоны ответственности, функций и т.д. Поэтому научить людей просто договариваться между собой — мера, которая «утонет» в организационном хаосе.

Или нам говорят: «Нужно обучить сотрудников тайм-менеджменту», а при детальном изучении ситуации выясняется, что в этих сотрудников каждый день летит бесконтрольный поток задач, на которые они не могут повлиять или отложить их. И поэтому вся история про приоритеты и планирование, на которые опирается тайм-менеджмент, не может быть реализована. 

Резюмируя: если мы понимаем, что обучение, которое хочет клиент, не решит его проблему, мы будем честны и попытаемся объяснить свою позицию. Мы можем приложить усилия, чтобы расширить видение клиента, подсветить недостатки и риски его решения.

Ведь если решение неверное, оно повлечет за собой целый шлейф последствий — от потери денег до потери доверия к бизнес-образованию в целом. 

Если вернуться к примеру с парикмахером, то он, например, может объяснить клиенту, что такая стрижка не подходит к его овалу лица или этот тон волос не подходит к его цветотипу. Возможно, клиент про это даже не думал. И если парикмахер не просто стрижет и красит, а реализует свое призвание делать людей красивыми, то он приложит весь свой профессионализм, чтобы убедить клиента выбрать подходящее решение, исходя из его реальных интересов. Точно так же и мы реализуем свое предназначение и можем поделиться с клиентом своими компетенциями, объяснив, почему мы считаем, что это решение не будет работать. Это внутренняя честность по отношению и к себе, и к клиенту. 

В итоге в большинстве случаев клиент нам за это благодарен и ценит нашу позицию, даже если он не подписал с нами контракт. 

Вести себя по-партнерски в любых отношениях, бытовых или рабочих, — это непростая история. Реальное партнерство требует способности к одновременному самоуважению и уважению другого. Если человек к себе относится с внутренним достоинством, тогда он и с другими может строить такие отношения. И тогда партнерство — это синергия, в которой остается свобода для диалога и выбора. 

Читайте также на DK.RU: Минобрнауки доработало проект по переходу России на новую модель высшего образования

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.