Трамваи вместо автомобилей, промышленные многоэтажки, дроны в ЖК — будущее Екатеринбурга?

Как будут развиваться города, обсудили эксперты на ИННОПРОМе. Некоторые тенденции можно наблюдать в новых ЖК Екатеринбурга уже сейчас, а некоторые, прямо скажем, удивляют.
Тема о том, как будут выглядеть города будущего, обсуждается на многих площадках. ИННОПРОМ -2025 не стал исключением. Одноименный круглый стол был проведен на стенде Свердловской области.
Президент Гильдии строителей Урала Вячеслав Трапезников, модератор беседы, отметил, что сейчас застройщикам интересно, пора ли уже проектировать площадки для посадки дронов под окнами или парковку для беспилотных летающих такси. «Нам важно на основании тенденций в графиках сделать практические выводы», — подчеркнул он, обращаясь к спикерам.
Соберут ли в себе всю Россию пять городов-миллионников?
Вячеслав Трапезников и Кристина Чукарина
Кристина Чукарина, заместитель директора аналитического центра «Эксперт», посвятила свое выступление факторам, которые определяют инфраструктурное развитие городов через призму государственных приоритетов. Ключевой инструмент здесь — госпрограммы и нацпроекты.
Согласно последним данным, государство намерено вложить в развитие городов более 10 трлн руб. до 2030 г. Финансирование получат так называемые опорные населенные пункты, что в переводе с бюрократического означает — столицы областей и районные центры. В таких опорных пунктах планируется к 2030 г. на 60% повысить качество жизни, создав медицинские, образовательные, культурные учреждения. Список этих опорных населенных пунктов опубликован, их более 2000. В Свердловской области, кроме Екатеринбурга, в этот перечень попали центры муниципальных образований — всего 29 городов.
Предполагается, что государственные деньги будут направлены на:
- жилье и благоустройство, в том числе через проекты КРТ
- соцкультбыт
- транспорт
- туристическую инфраструктуру
- экологические проекты
- поддержку индустриальных парков.
Согласно нашим исследованиям, внешние факторы, которые оказывают наибольшее влияние на развитие городов сейчас — ключевая ставка, инфляция, прекращение программы льготной ипотеки и все сопутствующее — рост ставки проектного финансирования, снижение доступности жилья и так далее. Обратите внимание на еще один фактор — рост конкуренции в сфере жилья на региональных рынках. Мы сейчас видим, как федеральные застройщики активно заходят в регионы. Соответственно, вопрос географической экспансии стоит очень остро, — подчеркнула Кристина Чукарина.
Очевидно, что застройщики борются за определенное количество самых инвестиционно-привлекательных городов. Вячеслав Трапезников отметил, что по всем критериям Екатеринбург находится в первой тройке самых привлекательных городов в России. Однако его беспокоит вопрос — когда городах-миллионниках будут сбавлены темпы строительства, потому что существует тренд на то, что пять самых крупных из них соберут в себе всю Россию.
Когда я пришел в строительство, в Екатеринбурге на одного жителя приходилось 18 кв. м. Тогда нам казалось, что 28 кв. м на человека — предел. Сейчас мы этой цифры достигли, а строительство продолжается. Похожая ситуация была в торговле. Однако мы видим, что ТРЦ больше не строятся. Единичные проекты скорее доказывают правильность этого вывода. С офисами плюс-минус такая же ситуация. Когда у нас перестанут строить жилье? — поинтересовался он.
Спикер подтвердила его тезис о том, что в городах-миллионниках в России в ближайшей перспективе жилищное строительство замедляться не будет, и соответственно, они продолжат перетягивать на себя жителей из регионов, главным образом за счет студенчества.
«Я бы сказала, потенциал есть, на несколько ближайших лет точно. Это может быть обусловлено привлекательностью города, куда приезжают студенты: растет человеческий ресурс — растет и бизнес», — заключила эксперт.
Что спасет города-миллионники от многокилометровых пробок? (Спойлер — трамваи)
Александр Баранов, генеральный директор «ВЛАД-ГРАД», сфокусировал свое выступление на транспортной составляющей. Общеизвестный факт, что автомобилизация населения неуклонно растет. Сейчас в Екатеринбурге она составляет 300 автомобилей на одну тысячу человек. Это очень много. Что с этим делать? Ведь Екатеринбург во многом модельный город для других миллионников с континентальным климатом.
«Екатеринбургу нужно сформулировать, на что конкретно тратить ресурсы. Я обозначил неуходящий риск чрезмерной автомобилизации, который нужно снижать за счет развития общественного транспорта. По моему мнению, приоритет нужно отдавать рельсовым видам транспорта — метрополитену, пригородной железной дороге, трамвайным линиям. Также нужно развивать пешеходные и веломаршруты. У нас есть пример Москвы, где это работает», — считает эксперт.
Москва — это феномен вселенского масштаба, потому что в Москве не работает принцип ограниченности ресурсов. Во всей остальной вселенной он работает. Все присутствующие хотят строить метро, но принцип ограниченности ресурсов не позволяет, — вступил в полемику Вячеслав Трапезников.
Александр Баранов парировал: рельсовый транспорт — это не только метрополитен, в Екатеринбурге можно делать ставку на трамвай.
Как застройщики могут заработать на тренде на удаленку
Ольга Виноградова и Марина Егорова
Представитель HH.RU на Урале Ольга Виноградова рассказала о тенденциях на рынке труда. По ее словам, одним из наиболее важных факторов, характеризующих состояние рынка, является сохранение и усиление тренда на удаленку.
Мы видим, что за последние пять лет количество вакансий с удаленным форматом работы выросло в шесть раз. Я бы сказала, что за этим будущее. Это необходимо и работодателям, и сотрудникам, — рассказала она.
Это предопределяет необходимость проектирования в квартирах рабочей зоны, например теплой лоджии, где хотя бы один квадратный метр был отведен под рабочее пространство, а в идеале — два отдельных кабинета на случай, если в семье два удаленщика — это залог того, что пара не распадется. Время ковида было рекордным по количеству разводов именно по той причине, что людям нужно было отдельное пространство, чтобы не мешать друг другу, подчеркнула Ольга Виноградова.
Вячеслав Трапезников подтвердил, что квартиры, где предусмотрено рабочее место, действительно очень хорошо продаются.
Mixed-use — московский тренд градостроения. Есть ли это в Екатеринбурге?
Застройщики Москвы пошли дальше, чем просто проектирование рабочих зон в квартирах. Марина Егорова, основатель и руководитель архитектурного бюро Empate, рассказала о тренде на mixed-use. Это когда в концепцию КРТ закладывается разноформатная недвижимость, включающая жилую, офисную и помещения под производства — так называемый light Industrial. По сути, это промышленные парки, но на практике это может выливаться в проектирование промышленной многоэтажки. Эксперт отметила, что Light Industrial может сформироваться только там, где есть хорошая транспортная доступность. Такие объекты в Москве сейчас очень популярны, подчеркнула она.
Руслан Габдрахманов, руководитель департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений (Главархитектуры) мэрии Екатеринбурга, отметил, что данный тренд в Екатеринбурге существует уже давно.
«Буквально скоро будет уже 10 лет, как Екатеринбург начал разрабатывать новую градостроительную стратегию. Это стратегия пространственного развития и одним из принципов является как раз принцип многообразия, в том числе многофункциональность. Этот тренд давно выявлен, он понятен, он общемировой», — подчеркнул он.
По его словам, многофункциональность застройки на уровне города отражена в градостроительном плане, на уровне районов она тоже закладывается. Яркий пример — Новокольцовский, где, кроме прочих функций, появилась еще и образовательная, а именно: построены студенческие кампусы.
Город может отвечать на запросы жителей. Девелоперы могут добавлять в свои ЖК любые функции, какие потребуется — оздоровительную, рекреационную, образовательную. Безусловно, это вопрос к власти — насколько быстро можно реализовать все эти вещи, — отметил он.
Синергия застройщиков, властей и жителей позволяет реализовывать те принципы, которые изначально были заложены в градостроительный план Екатеринбурга, считает Руслан Габдрахманов.
«Екатеринбург на правильном пути. Я надеюсь, мы когда-нибудь будем на втором месте по инвестиционной привлекательности после Москвы, а не на третьем», — заключил он.
Читайте также на DK.RU: «Мы делаем красивую картинку — так продать проще. Но будет ли это жить после продажи?»







