Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Новый поворот: пора запретить банкам иметь собственные маркетплейсы

Новый поворот: пора запретить банкам иметь собственные маркетплейсы
Автор фото: Ирина Смирнова. Иллюстрация: DK.RU

Выход из спорной ситуации предложил совладелец Совкомбанка: раз онлайн-площадкам хотят запретить использовать свои финансовые инструменты, значит, нужно применить зеркальную меру к банкам.

Крупнейшие банки, которые настаивают на запрете скидок на покупку товаров в маркетплейсах, должны перестать развивать собственные экосистемы, это будет симметричным ответом, считает совладелец и первый зампред правления Совкомбанка Сергей Хотимский.

Ограничения для банков и маркетплейсов должны быть зеркальными, а данные (спорные) практики в экосистемах, как банков, так и маркетплейсов, должны быть устранены одновременно и как можно быстрее, — сказал Хотимский РБК.

Он добавил, что не будет возражать против любого варианта, если его выберет государство, «главное, чтобы выиграл потребитель, то есть у него был выбор и равные низкие цены для всех».

Своим комментарием Хотимский поддержал главу Вайлдберриз Банка Георгия Горшкова, который заявил, что если ориентироваться на зарубежную практику и запрещать маркетплейсам иметь свои банки, то стоит соблюсти и вторую часть этого механизма, согласно которой банки не могут иметь свои экосистемы.

Напомним, обсуждение отмены скидок на маркетплейсах началось несколько недель назад, когда глава «Сбера» Герман Греф обвинил интернет-площадки в недобросовестной конкуренции и «торговом рабстве». Позже пятеро банкиров — руководители Сбербанка, ВТБ, Т-Банка, Альфа-банка и Совкомбанка направили письма в кабмин, Госдуму, ЦБ, Совфед и администрацию президента с предложением запретить маркетплейсам применять скидки при оплате товаров картами аффилированных с ними банков, рассказывал DK.RU.

В ответ основательница Wildberries Татьяна Ким призвала главу ЦБ РФ Эльвиру Набиуллину не допустить «циничного уничтожения конкурентов» и не «наказывать» Ozon и WB за потерю банками своих клиентов, уменьшение кредитного портфеля и прибыли.

Глава ЦБ поддержала позицию банкиров и предложила Минэкономики вынести запрет на установку маркетплейсами разных цен на товар в зависимости от способа оплаты и подключить к делу Федеральную антимонопольную службу (ФАС).

Последняя громких заявлений не стала делать, заметив, что ключевым для ФАС является обеспечение конкуренции, при которой ни банки, ни маркетплейсы не оказываются в неравных условиях, а потребители выигрывают от добросовестной конкурентной борьбы. Минэк также призвал не спешить и для начала посмотреть, как подобные меры отразятся на всей платформенной экономике.

В декабре зампред Банка Россия Алексей Гузнов, комментируя ситуацию, сообщил, что регулятор уже готовит предложения о том, как нужно изменить закон о платформенной экономике, чтобы погасить конфликт.

На днях свою позицию озвучило Московское общество защиты потребителей (МОЗП): предложение банков о введении «единой цены» является, по сути, требованием законодательно зафиксировать неэффективную и самую дорогую модель ценообразования. А сама инициатива «экономически несостоятельная, юридически манипулятивная и этически лицемерная».

В обращении к премьер-министру России Михаилу Мишустину МОЗП подчеркивает, что банки просто хотят избавиться от конкурентов в виде финтех-систем, принадлежащих онлайн-площадкам. При этом сами они используют те же самые инструменты.

Практика стимулирования клиентов к использованию аффилированного платежного инструмента для получения скидок, бонусов или кешбэка — ядро бизнес-модели современных цифровых экосистем, включая экосистемы самих кредитных организаций. Такие, например, есть у «Сбера», МТС, Т-банка. <…> Маркетплейсы Ozon, Wildberries и «Яндекс Маркет» лишь следуют той же рыночной логике, которую ранее внедрили сами банки и операторы связи. Они создали собственные банки (Озон Банк, Вайлдберриз Банк, Яндекс Банк) для снижения издержек и повышения лояльности, — напоминают авторы документа.

Напомним, что еще до того как разгорелось противостояние, Ozon объявил об открытии сторонним кредитным организациям доступа к своей программе лояльности «Зеленая цена» для софинансирования скидок. На это предложение сразу откликнулись порядка 20 банков, рассказывал DK.RU.

Читайте также на DK.RU:

>>> Мнения банкиров о скидках на маркетплейсах разделились

>>> Банки предложили ограничить маркетплейсы, а те в ответ пригрозили поднять цены на 15-20%

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.