Новый поворот: пора запретить банкам иметь собственные маркетплейсы

Выход из спорной ситуации предложил совладелец Совкомбанка: раз онлайн-площадкам хотят запретить использовать свои финансовые инструменты, значит, нужно применить зеркальную меру к банкам.
Крупнейшие банки, которые настаивают на запрете скидок на покупку товаров в маркетплейсах, должны перестать развивать собственные экосистемы, это будет симметричным ответом, считает совладелец и первый зампред правления Совкомбанка Сергей Хотимский.
Ограничения для банков и маркетплейсов должны быть зеркальными, а данные (спорные) практики в экосистемах, как банков, так и маркетплейсов, должны быть устранены одновременно и как можно быстрее, — сказал Хотимский РБК.
Он добавил, что не будет возражать против любого варианта, если его выберет государство, «главное, чтобы выиграл потребитель, то есть у него был выбор и равные низкие цены для всех».
Своим комментарием Хотимский поддержал главу Вайлдберриз Банка Георгия Горшкова, который заявил, что если ориентироваться на зарубежную практику и запрещать маркетплейсам иметь свои банки, то стоит соблюсти и вторую часть этого механизма, согласно которой банки не могут иметь свои экосистемы.
Напомним, обсуждение отмены скидок на маркетплейсах началось несколько недель назад, когда глава «Сбера» Герман Греф обвинил интернет-площадки в недобросовестной конкуренции и «торговом рабстве». Позже пятеро банкиров — руководители Сбербанка, ВТБ, Т-Банка, Альфа-банка и Совкомбанка — направили письма в кабмин, Госдуму, ЦБ, Совфед и администрацию президента с предложением запретить маркетплейсам применять скидки при оплате товаров картами аффилированных с ними банков, рассказывал DK.RU.
В ответ основательница Wildberries Татьяна Ким призвала главу ЦБ РФ Эльвиру Набиуллину не допустить «циничного уничтожения конкурентов» и не «наказывать» Ozon и WB за потерю банками своих клиентов, уменьшение кредитного портфеля и прибыли.
Глава ЦБ поддержала позицию банкиров и предложила Минэкономики вынести запрет на установку маркетплейсами разных цен на товар в зависимости от способа оплаты и подключить к делу Федеральную антимонопольную службу (ФАС).
Последняя громких заявлений не стала делать, заметив, что ключевым для ФАС является обеспечение конкуренции, при которой ни банки, ни маркетплейсы не оказываются в неравных условиях, а потребители выигрывают от добросовестной конкурентной борьбы. Минэк также призвал не спешить и для начала посмотреть, как подобные меры отразятся на всей платформенной экономике.
В декабре зампред Банка Россия Алексей Гузнов, комментируя ситуацию, сообщил, что регулятор уже готовит предложения о том, как нужно изменить закон о платформенной экономике, чтобы погасить конфликт.
На днях свою позицию озвучило Московское общество защиты потребителей (МОЗП): предложение банков о введении «единой цены» является, по сути, требованием законодательно зафиксировать неэффективную и самую дорогую модель ценообразования. А сама инициатива «экономически несостоятельная, юридически манипулятивная и этически лицемерная».
В обращении к премьер-министру России Михаилу Мишустину МОЗП подчеркивает, что банки просто хотят избавиться от конкурентов в виде финтех-систем, принадлежащих онлайн-площадкам. При этом сами они используют те же самые инструменты.
Практика стимулирования клиентов к использованию аффилированного платежного инструмента для получения скидок, бонусов или кешбэка — ядро бизнес-модели современных цифровых экосистем, включая экосистемы самих кредитных организаций. Такие, например, есть у «Сбера», МТС, Т-банка. <…> Маркетплейсы Ozon, Wildberries и «Яндекс Маркет» лишь следуют той же рыночной логике, которую ранее внедрили сами банки и операторы связи. Они создали собственные банки (Озон Банк, Вайлдберриз Банк, Яндекс Банк) для снижения издержек и повышения лояльности, — напоминают авторы документа.
Напомним, что еще до того как разгорелось противостояние, Ozon объявил об открытии сторонним кредитным организациям доступа к своей программе лояльности «Зеленая цена» для софинансирования скидок. На это предложение сразу откликнулись порядка 20 банков, рассказывал DK.RU.
Читайте также на DK.RU:
>>> Мнения банкиров о скидках на маркетплейсах разделились
>>> Банки предложили ограничить маркетплейсы, а те в ответ пригрозили поднять цены на 15-20%



