Подписаться
Курс ЦБ на 09.12
77,27
89,70

Как уральский бьюти-ритейлер пережил все кризисы и вышел на международные рынки

Как уральский бьюти-ритейлер пережил все кризисы и вышел на международные рынки
Иллюстрация: пресс-служба «Золотого Яблока»

В 2026 г. «Золотое Яблоко» отметит 30-летие. В преддверии юбилея DK.RU решил вспомнить, как оно «созревало», рассмотреть, за счет чего бьюти-бизнес растет сегодня и на какие направления делает ставку.

«Золотое Яблоко» — пример феноменального успеха локального бизнеса. Он был основан в Екатеринбурге в 1990-е, благополучно пережил несколько экономических кризисов, вырос в значимого федерального игрока и вышел на международный рынок. Сейчас «Золотое Яблоко» — крупнейший отечественный бьюти-ритейлер, работающий в шести странах. 

Почему вопреки прогнозам, обещающим скорую смерть офлайн-ритейла, компания запускает все новые магазины (49-й открылся в 2025 г. неподалеку от московского Кремля, а 50-й — в Санкт-Петербурге), зачем она «воскресила» тамагочи, и с какими «самоварами» приходит на зарубежные рынки — на DK.RU.

справка DK.RU

 
Собственники парфюмерно-косметической сети «Золотое Яблоко» Максим Паняк и Иван Кузовлев познакомились в екатеринбургской школе № 76. Оба учились на планово-экономическом факультете УРГЭУ (бывший СИНХ) по специальности «Организация коммерческой деятельности». В 1996 г. открыли первый павильон формата «дрогери» площадью 40 кв. м, специализировавшийся на продаже косметики. В 2004 г. магазины «Золотое Яблоко» трансформировались в бьюти-супермаркеты.
В 2015 г. генеральным директором компании стала Анна Кошкина.
В 2018 г. сеть запустила интернет-магазин. В 2021 г. сменила фирменный цвет с розово-пастельного на лаймовый.
В настоящий момент «Золотое Яблоко» в России — это 50 офлайн-магазинов и онлайн-магазин, их совокупный трафик составляет более 100 млн человек в месяц.
 

Сегодня все можно купить «по клику» и получить не выходя из дома, но в магазинах «Золотое Яблоко», как и 10-15-20 лет назад, неизменно многолюдно и в середине рабочей недели, и в выходные. При этом кажется, что покупатели никуда не спешат: они оживленно беседуют, выбирают парфюмерию и косметику с «чувством и толком», следуя от стеллажа к стеллажу, от марки к марке.

Здесь можно незаметно для себя провести час-два-три (что, в общем-то, и происходит). В чем причина? В масштабе? Отчасти, ведь средняя площадь магазинов составляет 1500 кв. м. В тысячах товарах на полках? Безусловно. Но не только: в «Золотом Яблоке» особая атмосфера, в которой хочется задержаться. Она складывается из многих «компонентов», в частности из организации и оформления пространства.

Собственники сети начали уделять внимание дизайну интерьера раньше большинства коллег по цеху. Магазины «Золотое Яблоко» стильные, изысканные, но не пафосные. В них много света, воздуха, зелени, в отделке предпочтение отдается «честным» материалам — дереву, камню, металлам и спокойным фактурам, создающим ощущение простора, тепла и доверия. Такой дизайн не спорит с товаром и не давит на покупателя, он помогает рассматривать витрины как экспозиции, тестировать продукты, прислушиваться к себе и выбирать без спешки.

Каждую потенциальную площадку основатели бренда осматривают лично, оценивая не только трафик и окружение, но и «масштаб воздуха» — высоту, глубину, возможности освещения и другие аспекты, важные для нашего фирменного ощущения «большого, но дружелюбного» пространства. Проектированием и оформлением занимается внутреннее дизайн-бюро «Золотого Яблока», — говорят в пресс-службе компании.

Примечательно, что во многих магазинах, в том числе зарубежных, используются материалы из родного для бренда Екатеринбурга. Авторам технологичного, но в то же время природного и яркого дизайна не чужд ресайклинг. Например, вторую жизнь получают старые металлические конструкции — наследие промышленного Урала, их можно увидеть даже в магазине в Дубае.

Как уральский бьюти-ритейлер пережил все кризисы и вышел на международные рынки 1Интерьер бьюти-супермаркета, в оформлении которого использованы старые заборы

Как уральский бьюти-ритейлер пережил все кризисы и вышел на международные рынки 2«Золотое Яблоко» в Дубае

Кстати, интерьеры «Золотого Яблока» неоднократно удостаивались международных премий в области дизайна.

Наряду с привлекательным, грамотно выстроенным пространством «Золотое Яблоко» притягивает покупателей «бескомпромиссной клиентоориентированностью». За эту составляющую отвечают лично основатели сети: Иван Кузовлев и Максим Паняк выступают «тайными покупателями» в магазинах во всех странах присутствия, они проверяют качество консультаций, чистоту, скорость касс, состояние тестеров и общий «темперамент» точки — все то, из чего складывается культура взаимодействия с клиентами. Ее покупатели ощущают буквально кожей.

Из офлайна в онлайн

До весны 2020 г. «Золотое Яблоко» динамично развивалась в офлайне, интернет-магазин существовал, однако большой ставки на него не делалось. Когда из-за пандемии практически все бьюти-супермаркеты закрылись, собственникам пришлось оперативно пересмотреть приоритеты. Точкой сосредоточения усилий компании стал онлайн-формат, что в первый же год обеспечило рост e-commerce направления в 12 раз.

В настоящий момент его доля в обороте сети составляет более 50%. В прошлом году клиенты «Золотого Яблока» оформили около 47 млн заказов, из них 20,5 млн — онлайн, при этом средний чек там оказался на 56% выше, чем в офлайне.

На вопрос DK.RU о том, какое направление в «Золотом Яблоке» признано более перспективным, в пресс-службе ответили так:

Сегодня бьюти-поведение — это свободная смена режимов: люди то приходят за эмоцией и живой экспертизой в большой и светлый зал, чтобы приятно провести время и протестировать новинки, то выбирают онлайн за скорость, широту витрины и «листание» в любое удобное время. Мы не противопоставляем каналы, а связываем их.

Курьерскую доставку из магазинов дополняют собственные пункты выдачи заказов — редкая для бьюти-сегмента инфраструктурная инвестиция. В целом, ритейлер уважает выбор своей аудитории, создает для нее комфортные условия и выстраивает удобные маршруты. Человек сам решает, пролистать каталог и сделать заказ через приложение или прийти в зал, попробовать продукт, задать вопросы, а потом заказать и забрать заказ в ПВЗ.

Как уральский бьюти-ритейлер пережил все кризисы и вышел на международные рынки 3

Как уральский бьюти-ритейлер пережил все кризисы и вышел на международные рынки 4Пункты выдачи заказов «Золотого Яблока» 

Маркетинг эмоций

Сегодня шопинг — это не только про чек, но и про настроение, насмотренность и вдохновение, считают в «Золотом Яблоке». Сеть первой в России внедрила в маркетинг концепцию ритейлтейнмента, впоследствии ее взяли на вооружение другие игроки.  

справка

 
Ритейлтейнмент (от англ. retail — «розничная торговля» и entertainment — «развлечение») — маркетинговая концепция, которая связывает покупки с развлечениями. Суть ритейлтейнмента в том, что поход по магазинам из рутинного процесса превращается в досуг, а основными стимуляторами покупок выступают впечатления.
 

«Золотое Яблоко» эффективно «работает» с эмоциями покупателей и в онлайн, и в офлайн-формате: предлагает контент для развлечения и вдохновения (мастер-классы, презентации, стримы, встречи с лидерами мнений), дает возможность приобрести новый опыт и геймифицирует процесс покупок. Уже более 4,5 млн человек стали участниками игры «Бьюти-Тамагочи» в приложении «Золотого Яблока». Они ухаживают за своими эльфами (проводят бьюти-процедуры), попутно знакомясь с ассортиментом и осваивая всю экосистему компании, в том числе соцсети и журнал Flacon.

Как уральский бьюти-ритейлер пережил все кризисы и вышел на международные рынки 5

Как уральский бьюти-ритейлер пережил все кризисы и вышел на международные рынки 6

Доказано, что игровые элементы увеличивают время взаимодействия с брендом и делают его более глубоким, запоминающимся и эмоционально насыщенным. Кстати, «Золотое Яблоко» интегрировало их и в свою программу лояльности. Сегодня его «Лаймовый клуб» — это не только привычные скидки, но и геймификация с собственной виртуальной «валютой» — бьютисами, персонажи, эксклюзивные товары и регулярные поводы вернуться в приложение и магазин. Сейчас «Лаймовый клуб» доступен всем зарегистрированным клиентам в России, в 2026 г. он появится в Казахстане и Республике Беларусь.

«Здесь есть все»

В сети «Золотое Яблоко» представлено более 5 тыс. брендов (более 200 присутствуют эксклюзивно). За последние несколько лет их состав основательно обновился за счет отечественных марок. Только в 2025 г. в категории «Уход» их число увеличилось на 10%, в категории «Макияж» — на 12%, а в «Парфюмерии» — на 18%». Ритейлер даже сформировал раздел «Бренды из России» на сайте и в мобильном приложении. В него вошли товары около 2400 производителей — порядка 100 тыс. наименований продукции. У покупателей она востребована: по данным «Золотого Яблока», только за первые три квартала 2025 г. спрос на российские бьюти-товары вырос по отношению к аналогичному периоду 2024-го в 1,5 раза.

Как уральский бьюти-ритейлер пережил все кризисы и вышел на международные рынки 7

Ассортимент сети расширяется и за счет новых категорий, усиливающих lifestyle-составляющую. Украшения, техника для красоты, товары для дома и для детей — некоторые позиции можно найти только онлайн, ведь бьюти-супермаркеты хоть и большие, но все же «не резиновые».

В интернет-магазине уже представлено в три раза больше товаров, чем на физических полках, и каталог непрерывно пополняется. С одной стороны, для покупателей это повод шутить, что «Золотое Яблоко» изучено только на 5%, с другой, регулярно туда возвращаться. В целом же во время просмотра сайта складывается устойчивое ощущение: здесь есть все.

В джазе ЦА не только девушки

Если судить по атмосфере в магазинах «Золотое Яблоко», может показаться, что ядро его целевой аудитории — совсем молодые покупательницы. Представители сети подчеркивают, что на самом же деле это люди разного опыта и возраста. Как говорится, не зумерами едиными… Некоторые (преимущественно молодежь) приходят за развлечением, насмотренностью и Ритейлтейнментом (стримы, статьи, онлайн-игры и другие формы геймификации). Искушенные покупатели выбирают «Золотое Яблоко» из-за широты ассортимента, большого количества уникальных позиций, экспертного контента и доверия к происхождению товаров (подтверждено документами).

Праздник с подарками, полезный эфир с экспертом в приложении, легкая игра, которая превращает повторные визиты в приятную привычку — такой подход органично собирает в одной экосистеме и «молодую» энергию, и зрелый запрос на качество. Именно поэтому в «Золотом Яблоке» можно встретить клиентов разных возрастов. Их объединяет не год рождения, а комфорт, выбор и удовольствие от процесса. 

Устойчиво растущий и самостоятельный сегмент целевой аудитории ритейлера составляют мужчины. Прошли времена, когда они появлялись в бьюти-супермаркете раз в год (в преддверии 8 марта), чтобы купить подарочные сертификаты подругам и коллегам. В «Золотом Яблоке» отмечают, что онлайн- и офлайн-продажи в сегменте «Для мужчин» демонстрируют уверенную динамику: в первом полугодии 2025 г. — на 27%, причем портфель уникальных SKU расширился на 32%.

Мужчины становятся любознательнее, больше заботятся о состоянии кожи и внешности в целом: они активно покупают кремы для лица, в том числе для зоны вокруг глаз, тонеры и лосьоны. В 2025 г. спрос на мужские антиэйдж-средства вырос на 30%. Мужская аудитория все активнее осваивает «товары для красоты» — не только парфюмы, средства для ухода за усами и бородой и бритвенные принадлежности, но и многоступенчатые уходы за лицом и телом, — рассказали в компании.

Заметим, что мужской уход не изолирован на полках: основная логика выкладки в «Золотом Яблоке» осуществляется по задачам (очищение, увлажнение, SPF, волосы и пр.), в интернет-магазине пользователям помогают быстрее сориентироваться «мужские» теги и онлайн-подборки.

Расширение географии

Сейчас «Золотое Яблоко» ведет деятельность в шести странах — России, Казахстане, Республике Беларусь, Катаре, ОАЭ и Саудовской Аравии. В 2026 г. компания готовится к выходу в Китай. В отличие от многих ритейлеров она не использует франшизу как инструмент расширения географии, а приходит на место и строит бизнес, учитывая традиции, привычки и язык аудитории.  

В то же время в любую точку планеты «Золотое Яблоко» приходит со своими стандартами сервиса и принципами, соединяя масштаб с теплом, широту ассортимента — с ясной навигацией, онлайн — с офлайном, покупку — с впечатлением. Все это в комплексе приводит людей в магазины и обеспечивает ощущение праздника.  

Источник фото в тексте: пресс-служба «Золотого Яблока».

Самое читаемое
  • Откуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образованииОткуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образовании
  • На юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублейНа юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублей
  • «Госуслуги» отказываются от SMS-кодов и вводят вход через Max«Госуслуги» отказываются от SMS-кодов и вводят вход через Max
  • Кандидатов в мэры стало шесть: ОП выдвинула директора института экономики Юлию ЛавриковуКандидатов в мэры стало шесть: ОП выдвинула директора института экономики Юлию Лаврикову
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.