Розница рознице рознь: офлайн-ритейлеры поддержали борьбу банков с маркетплейсами

Сетевики требуют у кабмина запретить маркетплейсам субсидировать скидки для покупателей и иметь собственные банки. Параллельно глава Сбера предложил уравнять налогообложение онлайн и офлайн-магазинов.
Крупнейшие сетевые ритейлеры, присутствующие на рынке в онлайн- и в офлайн-форматах, обратились к правительству РФ с рядом предложений по ограничению демпинга со стороны маркетплейсов, пишет «Ъ». Также ритейлеры просят запретить маркетплейсам иметь собственные кредитно-финансовые структуры. Письмо подписали, в частности, «Детский мир», «М.Видео-Эльдорадо», DNS, «Лемана ПРО», Hoff, «Леонардо», «Всеинструменты.ру» и Inventive Retail Group (IRG, УК магазинов reStore, Samsung, Street Beat, «Мир кубиков»).
Ритейлеры указывают на агрессивное снижение цен маркетплейсами и поддерживают позицию пятерки крупнейших российских банков, которые требуют запретить маркетплейсам субсидировать скидки для покупателей. Ритейл предлагает установить предельный объем средств, которые доминирующие онлайн-платформы могут использовать для промоакций и скидок.
В Ozon в ответ на претензии сетевых продавцов пояснили изданию, лишь 2% продавцов платформы отказались от скидок за счет площадки, а шесть из десяти селлеров, поступивших таким образом, позже попросили вернуть промоакции на свои товары. В Wildberries посоветовали офлайн-ритейлерам обратить внимание на собственную бизнес-модель, при которой магазины не допускают на свои полки малый бизнес и предпочитают работать с крупными дистрибуторами и продавать СТМ.
Традиционные магазины также недовольны, что маркетплейсы предоставляют иностранным продавцам, преимущественно из Китая, более выгодные тарифы и комиссии для торговли на платформах и это «наносит прямой ущерб российским производителям».
Еще одна претензия ритейлеров касается микроселлеров, которые пользуются существующим беспошлинным порогом ввоза товаров из-за рубежа физлицами на уровне €200 и перепродают продукцию на маркетплейсах. Инициатива ритейлеров направлена на принятие нормы об уплате физлицами НДС при ввозе импортных товаров, заказанных в онлайне. Помимо этого ритейлеры указывают, что от 40% до 60% сотрудников онлайн-платформ являются самозанятыми и это позволяет маркетплейсам не уплачивать социальные взносы и НДФЛ.
Как ранее сообщал DK.RU, обсуждение отмены скидок на маркетплейсах началось в середине ноября, когда Герман Греф, глава Сбербанка, обвинил интернет-площадки в недобросовестной конкуренции и «торговом рабстве». 20 ноября стало известно, что руководители Сбера, ВТБ, Т-Банка, Альфа-банка и Совкомбанка обратились с письмом в кабмин, Госдуму, ЦБ, Совфед и администрацию президента с предложением запретить маркетплейсам применять скидки при оплате товаров картами аффилированных с ними банков, рассказывал DK.RU.
Основательница Wildberries Татьяна Ким дважды обращалась главе ЦБ РФ Эльвире Набиуллиной с призывом, чтобы банки играли «по-честному, ставили во главу угла интересы страны, человека и его благополучие», а не «наказывали» Ozon и WB за потерю своих клиентов, уменьшение кредитного портфеля и прибыли.
Но глава ЦБ поддержала позицию банкиров в споре с маркетплейсами и обратилась в Минэкономики с предложением запретить маркетплейсам устанавливать разные цены на товар в зависимости от способа оплаты и подключить в качестве дополнительного контролера этого процесса Федеральную антимонопольную службу (ФАС).
На фоне развития конфликта зампредседатели Банка России Филипп Габуния и Алексей Гузнов сделали заявления о необходимости урегулировать ситуацию и что регулятор «очень поддерживает и скидки, и бонусы, и никогда не выступал за их отмену».
После этого Московское общество защиты потребителей (МОЗП) заявило, что предложение банков о введении «единой цены» «экономически несостоятельно, юридически манипулятивно и этически лицемерно» и является, по сути, требованием законодательно зафиксировать неэффективную и самую дорогую модель ценообразования.
При этом Ассоциация российских банков (АРБ), представляющая средние и малые кредитные организации, выступила против запрета скидок при оплате картами банков, принадлежащих маркетплейсам. АРБ предложила решить спор через сотрудничество цифровых платформ с широким кругом участников финансового рынка.
Еще одно встречное предложение банкам сделал совладелец и первый зампред правления Совкомбанка Сергей Хотимский. Он считает, что крупнейшие банки, которые настаивают на запрете скидок на покупку товаров в маркетплейсах при оплате картами одноименных финансовых организаций, должны перестать развивать собственные экосистемы. Запрет банкам иметь собственные маркетплейсы, по его мнению, будет симметричным ответом.
В кулуарах заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам председатель правления Сбербанка Герман Греф сообщил, что в споре банков с маркетплейсами проблема не в самих скидках, а в вопросе создания равных условий конкуренции при выборе покупателем способов оплаты товара — если допускают одних, то должны допускать и других. Также, по его мнению, важно, чтобы маркетплейсы платили налоги так же, как и офлайн-магазины.
Напомним, что еще до того как разгорелось противостояние, Ozon объявил об открытии сторонним кредитным организациям доступа к своей программе лояльности «Зеленая цена» для софинансирования скидок. На это предложение сразу откликнулись порядка 20 банков.
Читайте также на DK.RU:
>>> «Сомневаюсь, что банкиры пользуются маркетплейсами»: Останина о ситуации в онлайн-ритейле
>>> В Госдуме призвали ЦБ действовать в интересах россиян, а не «банковского лобби»
>>> Банки предложили ограничить маркетплейсы, а те в ответ пригрозили поднять цены на 15-20%



