Подписаться
Курс ЦБ на 06.12
76,09
88,70

Розница рознице рознь: офлайн-ритейлеры поддержали борьбу банков с маркетплейсами

Розница рознице рознь: офлайн-ритейлеры поддержали борьбу банков с маркетплейсами
Автор фото: Валерия Зык. Иллюстрация: DK.RU

Сетевики требуют у кабмина запретить маркетплейсам субсидировать скидки для покупателей и иметь собственные банки. Параллельно глава Сбера предложил уравнять налогообложение онлайн и офлайн-магазинов.

Крупнейшие сетевые ритейлеры, присутствующие на рынке в онлайн- и в офлайн-форматах, обратились к правительству РФ с рядом предложений по ограничению демпинга со стороны маркетплейсов, пишет «Ъ». Также ритейлеры просят запретить маркетплейсам иметь собственные кредитно-финансовые структуры. Письмо подписали, в частности, «Детский мир», «М.Видео-Эльдорадо», DNS, «Лемана ПРО», Hoff, «Леонардо», «Всеинструменты.ру» и Inventive Retail Group (IRG, УК магазинов reStore, Samsung, Street Beat, «Мир кубиков»).  

Ритейлеры указывают на агрессивное снижение цен маркетплейсами и поддерживают позицию пятерки крупнейших российских банков, которые требуют запретить маркетплейсам субсидировать скидки для покупателей. Ритейл предлагает установить предельный объем средств, которые доминирующие онлайн-платформы могут использовать для промоакций и скидок.

В Ozon в ответ на претензии сетевых продавцов пояснили изданию, лишь 2% продавцов платформы отказались от скидок за счет площадки, а шесть из десяти селлеров, поступивших таким образом, позже попросили вернуть промоакции на свои товары. В Wildberries посоветовали офлайн-ритейлерам обратить внимание на собственную бизнес-модель, при которой магазины не допускают на свои полки малый бизнес и предпочитают работать с крупными дистрибуторами и продавать СТМ.

Традиционные магазины также недовольны, что маркетплейсы предоставляют иностранным продавцам, преимущественно из Китая, более выгодные тарифы и комиссии для торговли на платформах и это «наносит прямой ущерб российским производителям».

Еще одна претензия ритейлеров касается микроселлеров, которые пользуются существующим беспошлинным порогом ввоза товаров из-за рубежа физлицами на уровне €200 и перепродают продукцию на маркетплейсах. Инициатива ритейлеров направлена на принятие нормы об уплате физлицами НДС при ввозе импортных товаров, заказанных в онлайне. Помимо этого ритейлеры указывают, что от 40% до 60% сотрудников онлайн-платформ являются самозанятыми и это позволяет маркетплейсам не уплачивать социальные взносы и НДФЛ.

Как ранее сообщал DK.RU, обсуждение отмены скидок на маркетплейсах началось в середине ноября, когда Герман Греф, глава Сбербанка, обвинил интернет-площадки в недобросовестной конкуренции и «торговом рабстве». 20 ноября стало известно, что руководители Сбера, ВТБ, Т-Банка, Альфа-банка и Совкомбанка обратились с письмом в кабмин, Госдуму, ЦБ, Совфед и администрацию президента с предложением запретить маркетплейсам применять скидки при оплате товаров картами аффилированных с ними банков, рассказывал DK.RU.

Основательница Wildberries Татьяна Ким дважды обращалась главе ЦБ РФ Эльвире Набиуллиной с призывом, чтобы банки играли «по-честному, ставили во главу угла интересы страны, человека и его благополучие», а не «наказывали» Ozon и WB за потерю своих клиентов, уменьшение кредитного портфеля и прибыли.

Но глава ЦБ поддержала позицию банкиров в споре с маркетплейсами и обратилась в Минэкономики с предложением запретить маркетплейсам устанавливать разные цены на товар в зависимости от способа оплаты и подключить в качестве дополнительного контролера этого процесса Федеральную антимонопольную службу (ФАС).

На фоне развития конфликта зампредседатели Банка России Филипп Габуния и Алексей Гузнов сделали заявления о необходимости урегулировать ситуацию и что регулятор «очень поддерживает и скидки, и бонусы, и никогда не выступал за их отмену».

После этого Московское общество защиты потребителей (МОЗП) заявило, что предложение банков о введении «единой цены» «экономически несостоятельно, юридически манипулятивно и этически лицемерно» и является, по сути, требованием законодательно зафиксировать неэффективную и самую дорогую модель ценообразования. 

При этом Ассоциация российских банков (АРБ), представляющая средние и малые кредитные организации, выступила против запрета скидок при оплате картами банков, принадлежащих маркетплейсам. АРБ предложила решить спор через сотрудничество цифровых платформ с широким кругом участников финансового рынка.

Еще одно встречное предложение банкам сделал совладелец и первый зампред правления Совкомбанка Сергей Хотимский. Он считает, что крупнейшие банки, которые настаивают на запрете скидок на покупку товаров в маркетплейсах при оплате картами одноименных финансовых организаций, должны перестать развивать собственные экосистемы. Запрет банкам иметь собственные маркетплейсы, по его мнению, будет симметричным ответом.

В кулуарах заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам председатель правления Сбербанка Герман Греф сообщил, что в споре банков с маркетплейсами проблема не в самих скидках, а в вопросе создания равных условий конкуренции при выборе покупателем способов оплаты товара — если допускают одних, то должны допускать и других. Также, по его мнению, важно, чтобы маркетплейсы платили налоги так же, как и офлайн-магазины.

Напомним, что еще до того как разгорелось противостояние, Ozon объявил об открытии сторонним кредитным организациям доступа к своей программе лояльности «Зеленая цена» для софинансирования скидок. На это предложение сразу откликнулись порядка 20 банков.

Читайте также на DK.RU:

>>> «Сомневаюсь, что банкиры пользуются маркетплейсами»: Останина о ситуации в онлайн-ритейле

>>> В Госдуме призвали ЦБ действовать в интересах россиян, а не «банковского лобби»

>>> Банки предложили ограничить маркетплейсы, а те в ответ пригрозили поднять цены на 15-20%

Самое читаемое
  • Откуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образованииОткуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образовании
  • На юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублейНа юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублей
  • Банк России отменил лимиты на переводы валюты за рубежБанк России отменил лимиты на переводы валюты за рубеж
  • «Эффект Долиной» и бабушкины схемы мошенничества на рынке недвижимости«Эффект Долиной» и бабушкины схемы мошенничества на рынке недвижимости
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.