Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Если бы я набирал себе в замы специалистов тупее меня, все мои проекты провалились бы»

«Если бы я набирал себе в замы специалистов тупее меня, все мои проекты провалились бы»
Автор фото: Александр Ежъ Осипов. Иллюстрация: Бизнес и Жизнь

«Дилемма: либо держишь преданных, но ограниченных сотрудников, либо привлекаешь звезд, но понимаешь, что через год они от тебя уйдут», — Андрей Станкевич, AVS Group.

Андрей Станкевич, вице-президент инвестиционной компании AVS Group по корпоративным отношениям:

— Я против лояльных, но недалеких сотрудников. Потому что не хочу за них работать, контролировать их и проверять, а хочу вдохновлять на командную работу. Существует такая закономерность: чем выше уровень профессионала, тем он менее лоялен компании. Не понравилось здесь — пошел в другое место. И наоборот, чем менее специалист востребован на рынке труда, тем крепче он держится за свое место. Сегодня в прорывных отраслях появилась достаточно узкая специализация сотрудников, дорогостоящая и дефицитная на рынке. А поскольку для развития бизнеса нужны высококвалифицированные кадры, тема найма таких специалистов в штат теряет актуальность, с ними лучше работать на аутсорсинге или фрилансе.

Когда я учился в университете, четко понимал — есть преподаватели, кто ценит работу с источниками, а есть те, кто приемлет лишь дословное цитирование своих лекций. Поэтому первым я приводил разные точки зрения на одну проблему, а вторым рассказывал все их же словами. Преподаватели расплывались в улыбке, и в их глазах читалось: «Хороший мальчик, правильно учишься». На Западе подход другой: преподаватель — твой партнер и советник. Выбираешь себе тему, в которой хочешь развиваться, а руководитель тебя корректирует и говорит: «Вот тебе список литературы. Библиотека к твоим услугам». Так студентов готовят к самостоятельной жизни.

Культура фрилансерства пришла как раз из западных вузов — люди привыкли работать самостоятельно, и, чтобы выдавать результат, им не нужно сидеть в офисе у компьютера.

У нас же привыкли к контролю — лектор все рассказал да еще и на семинары заставил ходить. И когда такие бывшие студенты просыпаются дома и им нужно поработать, они рассуждают следующим образом: «Главное ведь результат. Я с мыслями обязательно соберусь, но пока посплю».

Я себе представляю фрилансеров скорее как творческих ребят — хипстеров, которые привыкли работать на своей волне. Они приходят в коворкинг, где можно полежать, освежиться йогур­том из холодильника, или в любое кафе с компьютером и колбасят сайт. Вот их формат. Они органически не понимают, как можно каждодневно сидеть в офисе, а за спиной у тебя стоит начальник. Кроме того, эти люди хотят постоянно развиваться, и, если их взять в штат, они потребуют отправлять их на всевозможные конференции. Для них, как для профессионалов, это важно, а для работодателя, как инвестора, — проблематично. Желания работодателя идут вразрез с желаниями специалиста. Особенно это касается нашей молодежи — поколения так называемых «миллениалов». Эти люди, пройдя все круги ада и получив работу, могут проработать в офисе полдня, уйти на обед и не вернуться. У меня была такая ситуация.

Возникает дилемма: либо ты держишь преданных, но ограниченных сотрудников, либо привлекаешь звезд, но понимаешь, что через год они от тебя уйдут. Преемственность, передача опыта и экспертизы, конечно, нарушается, но, если тебя окружают люди, которые смотрят тебе в рот и не готовы рисковать, ты сам останавливаешься в развитии и тормозишь компанию. Ты получаешь ситуацию, когда собственник вынужден сам за всех думать, потому что он единственный заинтересован в эффективности своего бизнеса.

Важно не бояться людей умнее себя. Нужно быть авторитетом для таких специалистов, но и палку не перегибать, иначе получишь ответ в духе: «Раз такой умный, зачем ты меня нанял? Ты мне должен задачи грамотно поставить, и максимум, что я тебе разрешу, — контролировать меня по срокам. А говорить мне, что надо делать, — извини, Вася, — свободен».

Высокопрофессиональные специалисты в какой-то момент понимают: если мы умные и смелые, то запустим собственный бизнес, а если просто умные — будем консультантами и свой передовой опыт продадим за деньги, став фрилансерами. Эти люди выходят на рынок как самостоятельные бизнес-единицы. То же самое касается фрилансеров в части интернет-продвижения. Такие специалисты просят сумасшедшие зарплаты. Нанять человека с большой зарплатой на три месяца и получить конкретный результат — нормально, но держать его в штате в течение нескольких лет — дорого и нецелесообразно. Тем более что этот специалист и не хочет зацикливаться на одном бизнесе. В такой ситуации возникает необходимость аутсорсинга как проектной деятельности.

Аутсорсинг может решить некоторые кадровые вопросы, но мы поставили себе галочку, что подбор персонала точно на аутсорс отдавать не будем. У нас был подобный опыт. Искали коммерческого директора на девелоперский проект. Привлекли для подбора специализированную компанию, сделали job offer — максимально по всем правилам расписали, кто нам нужен. Предложили зарплату даже выше существующей в компании. Мне представляли на собеседованиях кандидатов, которые про­шли предварительный профессиональный отбор. Однако закончилось все ничем, потому что мы получили неудачников, а не волкодавов. Или, например, качественные по формальным признакам сотрудники могут не прижиться ввиду разных тонкостей.

Корпоративная культура крупных компаний, особенно завязанных на одного акционера, предполагает строгий подбор топ-менеджеров под собственника. А особенности личности и критерии оценки знают только люди, которые давно с ним работают.

Поэтому в нашей компании от подбора топ-менеджеров кадровыми агентствами отказались. Мы пошли на такой шаг не от хорошей жизни, а потому что поняли: мы — не транснациональная корпорация, и не все топ-менеджеры, которые, условно, подойдут Coca-Cola на Урале, подойдут нам. Подозреваю, что такая ситуация характерна для многих российских компаний, где есть конечные бенефициары: они принимают участие в оперативном управлении и ищут близких по духу людей. Сейчас собственники четко осознают, что большинство компаний, которые работали по западным стандартам, пользовались услугами выпускников MBA и прочих красивых вещей, лопнули. Они жили в реальности международного бизнеса, а Россия все больше превращается в страну с собственными правилами. Международные стандарты уступают место стандартам Government Relation (GR) — взаимодействия с органами власти. Посмотрите на тот же РУСАЛ — IPO, биржа, международные стандарты. Американцы «выключили свет» — тут же начались поиски внутренних резервов, потребовались GR и федеральный бюджет.

Если вы взяли сотрудников на аутсорсинг, встает вопрос, как их контролировать. Для проектных менеджеров по определению работа вне офиса — это свободный рабочий график. Интернет-продвижением можно заниматься где и когда угодно — дома, лежа на диване, или на пляжах Сейшел и Бора-Бора. Но как проверить: фрилансер на порносайтах лазит, загорает, занимается посторонними делами, выполняет другой заказ или реально наш сайт продвигает? Бессмысленно его сажать к себе. Контроль — только по задачам и достигнутым целям. Алгоритм очень простой. Топ-менеджер отвечает за идеологию, постановку задач и конечный результат, а его помощник занимается администрированием — он должен выбрать электронную систему контроля. Раньше это был Microsoft Project, сейчас появился миллион таких платформ, на которых можно взаимодействовать с сотрудниками на удаленном доступе и контролировать выполнение задач.

Оценка эффективности аутсорсинга — это однозначно ответственность топ-менеджера. Он должен представлять, кому, какие вопросы и в какой момент задавать, чтобы понять: что-то пошло не так. Есть ключевые точки, в которых нужно осуществлять контроль, и топ-менеджер на то и профессионал, чтобы их знать.

У топа должен быть своеобразный внутренний термометр для оценки температуры внутри проекта. Сверху кажется, что все шевелятся и что-то делают — графики соблюдаются. А что происходит внутри? Топ-менеджеру нужно несколько раз тыкать в одно место, чтобы понимать — температура достигает нужной величины и качество находится на должном уровне.

К примеру, любимая поговорка строителей и проектировщиков — «Дуракам полработы не показывают». Между собой они тихо говорят, что если собственник бизнеса непрофессиональный строитель, то при презентации промежуточных этапов он может неправильно интерпретировать для себя проект и ошибочно поменять установки. Но топ-менеджер должен отметать подобные разговоры и знать все промежуточные стадии.

Или поручаем компании разработку фирменного стиля. Дизайнеры рисуют логотип спортивного комплекса — изображают гордую птицу, указывают название и поясняют, что это символизирует активную жизнь, стремление к победе. Говорят: это свежо, модно и интересно. Я отвечаю: «Ребята, я понимаю, что в своем проекте вы отразили последние международные тренды дизайна, но к спорту этот логотип никакого отношения не имеет». Если бы это компания Adidas заказывала новую линейку, я бы такой подход понял. Но наша задача — чтобы люди, взглянув на логотип даже без названия, поняли, что это место, где занимаются спортом. На меня все дизайнеры обиделись, сказав, что я тяну их назад. Но ведь они делают логотип не для портфолио, а для решения задачи заказчика, которому нужно увеличить поток клиентов и продажи.

Я работал в компаниях, где собственник сам принимал решение о визуализации бренда, и у дизайнеров от его установок волосы на голове шевелились. Я был директором по маркетингу в аптечной сети «Здравник». Ее владелец Андрей Рожков первым в городе сказал, что в вывеске аптеки должен присутствовать оранжевый цвет (в начале 2000-х все аптеки были красными или зелеными). Он ставил перед собой задачу сделать яркий узнаваемый бренд и выделиться на фоне конкурентов, и ему это удалось. В фирменных цветах выбрал зеленый, оранжевый и желтый. Между собой дизайнеры называли это «татарским праздником». В моей коллекции визиток с мест работы эта карточка «вырвиглаз» вызывает у всех шок. Но Андрей Рожков многое делал не благодаря, а вопреки. Его аптеки стали первыми работать круглосуточно, что было нерентабельно, но создавало репутацию клиентоориентированной компании. Первым ввел самообслуживание в аптеках. «Здравника» давно нет, но ведущие аптечные сети работают в этом формате и имеют яркие вывески.

Это особенность предпринимательства в России — идти поперек трендов.

Есть еще проблема. Собственники, достигшие зрелого возраста, не готовы учиться и напитываться новыми знаниями и технологиями, а бизнес свой хотят контролировать. После очередного кризиса большинство из них вернулось к оперативному управлению. Но технологии в части контроля менять они не собираются, и все отчеты им нужно предоставлять в Excel. Топ-менеджер, научившись новой технологии, может прийти к собственнику и рассказывать ему о ней на пальцах. Но диалог «Дорогой друг, я тебе сейчас объясню, как трехлетнему ребенку» возможен только в рамках личного общения. А на совещании собственник будет злиться и задавать вопросы в понятной ему терминологии: «Ты если всю эту фигню запустишь, план продаж выполнишь?» Чтобы такого не было, собственнику нужно показать, что его устраивает, когда объяснение снизу вверх идет по-простому, а сверху вниз — новыми терминами. И это потому, что он считает своих топов гибкими менеджерами, способными использовать современные технологии, а не дебилами.

Сегодня есть целые отрасли, которые в силу специ­фики работают исключительно с фрилансерами. К примеру, издательства. Им нужны лучшие люди с рынка, которые по определению нелояльны. Они не будут работать за ставку. Творческим людям, как никому, нужен профессиональный рост. А обеспечить рост в рамках одной компании крайне сложно.

Узкая специализация набирает обороты, и надо научиться работать с людьми, которые разбираются в совершенно непонятных для вас областях. Например, айтишники и юристы — это две специальности, которые все ненавидят, потому что они обладают сакральными знаниями и разговаривают на птичьем языке. Они любят фрилансерство, и с ними нужно грамотно выстраивать отношения. К сожалению, не все руководители это понимают. В персонале же все разбираются, думают, что поговорил с человеком, сказал: «Работай хорошо» — и все, дело пошло. Кто-то считает, что все продается и покупается. Но эти люди не продаются. Особенно юристы. Юридическая сфера очень интимна. Когда мне поставили задачу найти крутого юриста в штат, я понял, что такого человека с рынка труда вытащить чрезвычайно трудно — они настолько глубоко знают секреты бенефициаров, что их никто не отпустит. Но мы идем к формированию плоских структур, когда, к примеру, юристами-фрилансерами рулит доверенный юрист. Как раз он обязательно должен быть в штате компании и подбирать специалистов. Привлеченный юрист может решить вопрос на миллион, но есть ли смысл включать его в штат и платить миллион каждый месяц в качестве зарплаты?

У нас компания построена так, что приходится нарабатывать большой объем компетенций. Я пришел с задачей построить департамент маркетинга, а через год стал вице-президентом. Теперь передо мной стоит задача изучить девелопмент и строительство. Если бы я руководствовался принципом набирать себе в замы специалистов тупее меня, все мои проекты провалились бы. Любую новую задачу я воспринимаю как вызов и способ для саморазвития. Я за делегирование полномочий. Начальников, которые отсеивают сильных замов, сразу видно. «Скажите нам наше мнение, и мы будем им обладать» — вот какие люди им нужны. Но такие начальники не нужны нам.

Текст: «Бизнес и жизнь», август 2018 г.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.