Меню

Как пережить два ребрендинга, пандемию и вырасти в доходах: история компании «КИТ»

Директор ТК «КИТ» Михаил Попов. Иллюстрация: ТК «КИТ»

Любой ребрендинг — это отражение изменений в компании. Имя и фирменный стиль — всего лишь вершина айсберга: за внешними переменами часто скрываются глубокие структурные перемены.

Как смена названия и фирменного стиля связана с перестройкой бизнеса — на примере Транспортной компании «КИТ».

За 15 лет работы «КИТ» пережил два ребрендинга. Смена названия и фирменного стиля всегда была связана с внутренними переменами в компании.

Название Global Truck Delivery символизировало наше объединение с крупным российским перевозчиком Global Truck, но бренд КИТ оказался сильнее корпоративных условностей. Мы несколько лет работали под новым именем, но оно категорически не приживалось среди наших клиентов, — рассказывает директор компании Михаил Попов.

Потребность в переменах перевозчик особенно ощутил в пандемию. Рынок реагировал быстро, от компании требовалась особая гибкость. Фактически «КИТ» работал в условиях стартапа: перестраивал работу складов, быстро внедрял новые IT-решения, полностью изменил систему найма и вознаграждения сотрудников, открывал новые терминалы, арендовал дополнительный транспорт и помещения — компания в полную мощность использовала преимущества независимости и гибкости, где главная сила — IT-решения и сильная команда.

Мы почувствовали драйв «нулевых», когда начинали бизнес с двух «Газелей» и безумной на тот момент идеи, что доставка должна быть одинаково быстрой и удобной — неважно, везешь ты груз в Москву или в Серов. Я понял, что старый «КИТ» вернулся и надо менять название. Я знал, что переименование приведет к организационным и финансовым затратам, но если людям проще везти «КИТом» — так тому и быть, — продолжает Михаил Попов.

ТК КИТ — большой и надёжный лоукостер, работа которого ранее мало ассоциировалась с IT-технологиями в логистике.

Считаю, что это несправедливо. Специалисты «КИТ» по логистике и финансам разрабатывают новые схемы бизнес-процессов, а коллеги из информационного департамента оперативно внедряют эти изменения. Желтый и синий — цвета нашего предыдущего логотипа и мы хотели сохранить эту преемственность. Однако теперь в лого добавился красный акцент на нашем козыре — IT-технологиях. «КИТ» — он современный и технологичный, и при этом он свой, надежный, понятный и доступный всем клиентам, где бы они ни находились, — рассказывает руководитель проекта ребрендинга Анастасия Жёлтышева.

Фото: руководитель проекта ребрендинга Анастасия Жёлтышева

Перестройка работы складов

Представители компании отмечают: рынок изменился не во время, а после локдаунов. В разгар пандемии грузопоток снизился, но потом, летом, восстановился и вырос в несколько раз. Все старые представления о сезонности больше не работали. Одновременно «КИТ» стал испытывать жёсткий дефицит работников склада, так как конкурировал за линейный персонал с курьерскими службами. Привлечение аутсорсинговых компаний не спасало — страдало качество услуг. Оперативно заменить кладовщиков оказалось некем: новый сотрудник начинал полноценно работать только после месяца обучения.

Решение было найдено в технологии Pick-By-Voice, разработанной компанией Goodbrains, резидентом екатеринбургского технопарка «Университетский» и фонда «Сколково». Она помогает не тратить дополнительное время на обучение сотрудников склада, заменив обучение кладовщиков простой голосовой инструкцией от робота. Это позволило снизить процент ошибок и ускорить обработку клиентских грузов. В пиковые периоды «КИТ» стал привлекать персонал аутсорсинговых компаний и оперативно регулировать количество человек на складе за счет внештатных сотрудников, которые работают с тем же качеством. 

За пандемийные годы «КИТ» расширил количество терминалов и представительств — было открыто 28 отделений.

Открыть терминал — это не то же самое, что открыть ПВЗ. Мы работаем с крупными грузами от 100 кг. Для их транспортировки нужна спецтехника, склад должен быть оборудован пандусом, нужна особая упаковка. Поэтому наша цель сейчас — быстрая, удобная и недорогая доставка «последней мили» в небольшие населенные пункты. Наш клиент — это местный бизнес и предприниматели: производства, магазины и кафе, — поясняет Александра Калинина, руководитель отдела методологии ТК «КИТ». 

Фото: Александра Калинина, руководитель отдела методологии ТК «КИТ»

Один из модулей программной части Voiceman, который задействовали в «КИТе» — приложение «Мониторинг бизнес-процессов склада». Система оказалась настолько удобной для внутренних процессов компании, что к лету 2022 г. она будет использоваться на всех 243 терминалах ТК «КИТ». Она позволяет оперативно отслеживать простои сотрудников, задержки в разгрузке паллетного борта или видеть посылку, которая вовремя не уехала в своем направлении. 

Для клиента — это отсутствие задержек в прибытии груза и соблюдение стандартов перевозки. Для нас — оптимизация процессов и мгновенная скорость реакции в случае перегрузок. Например, в Крыму после перенастройки складской логистики весь персонал сказал нам «спасибо» — даже в дни пиковых нагрузок сотрудники филиалов заканчивали работу в 18.00, а не в 21-22 часа, — продолжает Александра Калинина.

Достоинство системы в том, что она не требует серьезной доработки складского пространства и может быть развернута в любом помещении.

Мы работаем только на арендованных складских площадях и наша задача — получение максимальной прибыли за счет увеличения наполняемости склада и оборачиваемости грузов. В 2020 и 2021 гг. эти показатели удалось увеличить на 20-30%, — комментирует финансовый директор ТК «КИТ» Ирина Миронова.

Фото: финансовый директор ТК «КИТ» Ирина Миронова

Новая система организации работы персонала

Внедрение цифровых технологий позволило перевести весь фронт-офис компании на сдельную систему оплаты труда, выгодную и для сотрудников, и для компании. Voiceman позволил кратно увеличить эффективность работы опытных работников склада и повысить их доход: они могут самостоятельно регулировать длительность своей смены и планировать свой заработок. 

Пандемия стала стимулом для перехода на сдельную оплату труда для многих сотрудников: во время локдаунов мы столкнулись с ситуацией, когда не могли предсказывать время простоев и пиковых нагрузок, а зарплата — это постоянная статья расходов. Сейчас во время простоя сотрудники могут зарабатывать меньше, а в дни пиковых нагрузок — больше, но в среднем их доход вырос, а мы точно прогнозируем доходы и расходы компании и предотвращаем кассовые разрывы, — рассказывает Ирина Миронова.

Система планирования смен и фиксация времени работы с помощью оборудования в разных зонах комплектовки позволила оцифровать нагрузку и выстроить прямую зависимость дохода работников от их производительности. Средняя индексация оплаты труда работников склада в 2021 г. составила 10-15%

Модернизация логистики

КИТ в несколько раз увеличил объем перевозок (на 20% только в 2021 г.) и усовершенствовал качество доставки за счет проработки сегмента «последней мили». Это потребовало от департамента логистики оперативных и эффективных решений. В первую очередь — постоянные доработки SAP. Система позволяет в режиме реального времени прогнозировать повышенный спрос по направлению на этапе формирования заказов и оперативно перестраивать логистические цепочки: комплектовать фуры, нанимать складской персонал, менять интервалы отгрузки.

После закрытия границ южные регионы России столкнулись с наплывом туристов. Количество людей, приезжающих на своих машинах на юг, возросло в несколько раз — как и количество ДТП. Спрос на недорогой ремонт автомобилей в Сочи привел к тому, что «КИТ» оперативно увеличил отгрузки из Владивостока через Сибирь в направлении Крыма и Краснодарского края: везли фурами контрактные запчасти из Японии, которые в огромных масштабах заказывали автосервисы. 

Мы увидели повышенный спрос за 3-4 недели до пика отгрузок, потому что Владивосток стал активно формировать заказы в системе. В среднем срок доставки автотоваров с Дальнего Востока до Сочи — четыре недели, и у нас было время спрогнозировать нагрузку и обеспечить транспорт по маршруту. Мы понимали, что поставщики запчастей из других регионов России тоже начнут активно отправлять товары в Краснодарский край и увеличили пропускную способность транспорта по всем популярным для этого сегмента направлениям, — говорит директор по логистике компании КИТ Кирилл Леденцов.

Фото: директор по логистике компании КИТ Кирилл Леденцов

Сейчас, по данным Main Transport, «КИТ» находится на четвертом месте рейтинга среди крупнейших логистических компаний — перевозчиков сборного груза. Сильная сторона перевозчика — это количество представительств и пунктов выдачи крупного груза от 100 кг. За годы работы в «КИТе» сумели построить широкую сеть представительств и пунктов льготной доставки. Это доставка и забор груза по населенным пунктам, где нет терминалов «КИТ», с выгодой до 90%.