Меню

Падение «сверхкрупных». ТЦ к концу года опустеют на треть

Торговые центры потеряют до трети арендуемых сейчас площадей. Самая сложная ситуация — у гигантов, расположенных на окраинах мегаполисов. Небольшие районные ТЦ — в выигрышной ситуации.

К концу 2022 г. в крупных ТЦ Москвы и Подмосковья может опустеть до 20-30% площадей. Общий уровень свободных площадей в торговых центрах Москвы по итогам 2022 г. может достигнуть 15–20%, говорится в исследовании консалтинговой компании CORE.XP (преемник российского бизнеса CBRE). Это прогноз, основанный на негативном сценарии развития ситуации, при котором геополитическое напряжение сохранится и «ритейлеры будут вынуждены освободить часть занимаемых площадей».

Как пишет РБК, на конец второго квартала в торговых центрах столицы, по данным CORE.XP, пустует 9,6% площадей, это на 2,3 п.п. выше, чем в первом квартале этого года. В консалтинговой компании Nikoliers (ранее работала в составе международной Colliers) и в инвестиционной компании Accent Capital оценивают долю пустующих площадей выше, на уровне 13%. Партнер Nikoliers Анна Никандрова рассказала, что нынешние значения — это самый высокий уровень вакантности как минимум с 2010 г. (время, с которого в компании начали анализировать показатель).

При позитивном сценарии общий уровень свободных площадей в торговых центрах может составить 10–12% по итогам года, указывают в CORE.XP. Сейчас для такого развития событий предпосылок нет, считает Дмитрий Москаленко, президент Российского совета торговых центров (РСТЦ). По его словам, сейчас нужно ориентироваться на показатель примерно в 15% к концу года. Если геополитическая ситуация станет хуже, цифра дойдет до 17%, считает региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Russia Евгения Хакбердиева.

Директор департамента торговой недвижимости Accent Capital Светлана Кузьмина считает, что доля свободных площадей в ТЦ может достигнуть 30%, а по всей России может освободиться около 3 млн кв. м торговых площадей.

Максимальные потери при негативном сценарии могут понести «сверхкрупные» торговые центры (то есть площадью более 80 тыс. кв. м) за МКАД, если в них закроются «уникальные арендаторы, не имеющие альтернатив на рынке», отмечается в исследовании. В качестве примера эксперты CORE.XP приводят магазины IKEA, расположенные в торговых центрах «Мега». Эксперты согласны с исследованием: сейчас сложнее всего придется очень крупным ТЦ. В то же время районные торговые центры арендной площадью 3–14 тыс кв. м, наоборот, оказались в выигрышной ситуации, говорит Светлана Кузьмина, — ведь в таких ТЦ почти нет международных операторов.

Ранее на DK.RU: IKEA решила уйти из России. Прощальной распродаже — быть

Напомним, после 24 февраля об остановке работы, сокращении бизнеса или уходе из России заявили более тысячи международных компаний. По подсчетам CORE.XP, всего останавливали работу магазины 53 международных брендов. Сейчас 39 из них остаются в статусе приостановки работы: это Zаra и другие бренды группы Inditex, бренды группы H&M, Decathlon и другие. Шесть брендов находятся в процессе реструктуризации бизнеса, в том числе LPP Group (Cropp, Reserved, Sinsay), которая продала российский бизнес консорциуму китайских инвесторов. Восемь брендов прекратили работу в России, среди них Starbucks, Nike, Jysk.

Ранее в Knight Frank Russia говорили, что на российском рынке приостановили работу 160 брендов, но это с учетом продавцов автомобилей и товаров повседневного спроса, не арендующих отдельные площади в торговых центрах.

Читайте также: Россияне останутся с упаковкой Tetra Pak, но без джинсов Levis