Меню

Компания Альберта Адволяна планирует запустить собственную авиакомпанию в Якутии

Решение о строительстве аэропорта и создании авиакомпании принято из-за сложной логистики: аэропорт и авиакомпания необходимы для ускорения доставки специалистов на месторождение.

Компания «Эльгауголь» Альберта Авдоляна проектирует и строит аэропорт «Эльга» недалеко от Эльгинского угольного комплекса в Якутии. Он будет иметь статус посадочной площадки с искусственной взлетно-посадочной полосой длиной 2270 м и шириной 48 м (в перспективе — увеличение до 2,5 тыс. м), объем инвестиций составит 6 млрд руб. Компания также создаст собственную авиакомпанию и к 2024 г. поставила задачу сформировать парк авиакомпании из трех региональных самолетов Ил-114-300, сообщает РБК. 

Собственный аэропорт и авиакомпания необходимы для ускорения доставки специалистов на Эльгинское месторождение. Крупнейшее на территории России месторождение коксующегося угля, Эльгинское, расположено на юго-востоке Якутии, в 415 км от города Нерюнгри, где находится ближайший аэропорт, и в 300 км от Байкало-Амурской магистрали. Решение о строительстве аэропорта и создании авиакомпании принято из-за отдаленного географического положения месторождения и сложной логистики.

По хорошей автодороге транспорт идет порядка семи-восьми часов, весной, летом и осенью, если дорога размыта дождями, время в пути составляет 10–12 часов. Дорога на поезде от станции Улак до Эльги занимает от 20 до 24 часов. Сейчас доставка сотрудников на месторождение осуществляется автотранспортом или по частной железнодорожной ветке Улак. Весной 2020 г. компания «А-Проперти» Альберта Авдоляна получила контроль над этой дорогой за 97 млрд руб. и вложила деньги в строительство собственной железной дороги, рассказывал DK.RU.

Федор Борисов, главный эксперт Центра экономики транспорта ВШЭ, считает, что аэропорты, построенные в интересах развития проектов добывающих компаний, способствуют развитию доступности территорий:

Особенно это важно, если вокруг месторождения функционируют не только вахтовые поселки, но и традиционные населенные пункты. В перспективе при развитии территорий в Сибири, на Дальнем Востоке и в Арктике такие аэропорты могут выполнять роль узловых, куда смогут прилетать местные авиарейсы других перевозчиков.

Аэропорт в составе Эльгинского угольного комплекса позволит решить задачи транспортной доступности, плановой перевозки вахтовых смен сотрудников, необходимых грузов и повышения безопасности производства, добавляет представитель «Эльгауголь». Первые самолеты Ил-114-300 должны быть поставлены на рынок в 2023–2024 гг. В конце 2020 г. ГТЛК и компания «Ил» (входит в ОАК) уже подписали контракт на 4,3 млрд руб. на поставку трех Ил-114-300. Суммарные вложения «Эльгауголь» в создание аэропорта и авиакомпании составят не менее 10 млрд руб.

В России уже есть несколько примеров по созданию аэропортов и покупке самолетов для улучшения логистики с месторождениями, а в 2012 г. около Бованенковского нефтегазоконденсатного месторождения «Газпрома» на Ямале заработал аэропорт Бованенково. В 2013 г. официально открылся аэропорт Талакан для развития Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения «Сургутнефтегаза» в Якутии.