Меню

Zara прощается, но не уходит: ритейлер откроется в 2023 году

Торговые центры один за другим отзывают иски к компании Inditex. Владелец брендов Zara, Massimo Dutti, Pull & Bear, Oysho, Bershka исправно платит аренду и планирует передать магазины партнерам.

Масс-маркет Inditex, у которого до 24 февраля было 500 магазинов в России, а доля страны по прибыли достигала 8,5%, похоже, нашла редкий третий путь с новым зарубежным собственником. Активы испанской ритейл-группы Inditex (бренды Zara, Massimo Dutti, Pull & Bear, Oysho, Bershka) частично возобновят работу в России, рассказал Коммерсантъ. Сейчас Inditex планирует передать российскую структуру третьей компании, зарегистрированной в «дружественной» юрисдикции. Потенциальными новыми владельцами называют франчайзи группы из стран Юго-Восточной Азии или Персидского залива — возможно, ОАЭ. В Эмиратах партнером Inditex является Dubai Holding Group.

То, что компания не рвет связей, стало ясно в сентябре: ее российские юрлица продолжают регистрировать сертификаты и декларации соответствия продукции. А в картотеках арбитражных судов обнаружился десяток дел с отозванными исками собственников торговой недвижимости к российским структурам Inditex «в связи с полной оплатой ответчиком задолженности».

Физически магазины, прекратившие работу в марте, смогут открыться не раньше весны 2023 г. , об этом говорят дополнительные соглашения Inditex с торговыми центрами, призванные удержать за ней торговые площади до этого срока. Но российский портфель Inditex больше не будет соответствовать мировому: в России исчезнут флагманские бренды Massimo Dutti, Oysho и Zara Home (на их площади уже претендуют другие арендаторы), а остальные откроются под новыми названиями и с новыми коллекциями. Inditex не исключает для себя возможности возобновить работу в России после завершения военных действий на Украине, говорит источник «Коммерсанта». 

Вице-премьер РФ, министр промышленности и торговли Денис Мантуров рассказал DK.RU, что компании, которые приостановили или прекратили работу на российском рынке, как правило, заинтересованы в продолжении деятельности или в обеспечении условий для возвращения в будущем. Главному конкуренту Inditex H&M, ищущей покупателей на бизнес с июля, продать его так и не удалось. До сих пор в fashion-ритейле найти зарубежного партнера, готового взять на себя репутационные риски, смогла польская LPP (бренды Reserved, Cropp, Mohito и Sinsay). Она передала магазины зарегистрированной в ОАЭ компании FES Retail. А спортивную обувь Reebok в России с мая продает турецкая группа FLO. Открытие магазинов новым собственником со сменой бренда, но на отлаженной логистике, стало скорее правилом. Так, Reserved превратился в RE, Cropp в Cr. Магазины Levi’s в России при российском собственнике стали JNS, Helly Hansen — «Хансен».

По подсчетам ЦСР, потери ушедших из России зарубежных компаний достигли $240 млрд. Чаще всего они либо просто списывали российские активы, либо передавали их местному менеджменту со средним дисконтом 70%.