Меню

«Яндекс» хочет ввести квоты на число самокатов и ограничить их скорость до 20 км/ч

Иллюстрация: DK.RU

Один из крупных кикшеринговых сервисов — «Яндекс Go» — предлагает коллегам по рынку и региональным властям принять разработанные им правила регулирования СИМ.

В городах-миллионниках число средств индивидуальной мобильности (СИМ) растет в геометрической прогрессии. Например, в Екатеринбурге уже в начале сезона-2025 на улицы выставлено 17 тыс. самокатов от разных кикшеринг-сервисов, ими пользуется почти треть городского населения. Растущая популярность СИМ ведет к росту ДТП с их участием, бывают смертельные исходы.

Чтобы снизить количество ДТП, «Яндекс» разработал правила регулирования рынка СИМ, Оператор планирует предложить их другим кикшеринг-сервисам и властям, пишет РБК.

Основной пункт — квотировать общее число самокатов всех операторов аренды на улицах в каждом городе. Это должно разгрузить городскую инфраструктуру, считают в «Яндексе».

Кроме того, оператор предлагает в обязательном порядке ограничить максимальную скорость движения самокатов до 20 км/ч — во всяком случае, до тех пор, пока для них не будет создана безопасная инфраструктура. Сейчас самокатам разрешено развивать скорость до 25 км/ч.

Также «Яндекс» призывает усилить контроль над пользователями СИМ: ввести обязательные штрафы за серьезные нарушения и внедрить системы верификации и проверки возраста, чтобы не допускать к управлению детей и подростков. Одним из способов проверки предлагается идентификация через «Госуслуги».

Кстати, в этом сезоне в Москве уже введено правило, по которому пользователи кикшеринга обязаны регистрироваться через сайт mos.ru, аналог Госуслуг, писал DK.RU.

Представители других крупных кикшеринг-сервисов отнеслись к инициативе «Яндекса» по-разному. Так, в Whoosh сообщили, что не видят необходимости в квотировании. Представитель компании заверил РБК, что принимает решение об объеме бизнеса в каждом городе не «на глаз», а на основании глубокой аналитики. И главное тут — «налаживать плотный диалог с городом, развивать инфраструктуру».

В свою очередь «МТС Юрент» квотирование в городах поддерживает.

Количество самокатов должно соответствовать размеру населения, наличию инфраструктуры в городе и прочим параметрам, из которых мы высчитываем оптимальный размер парка, — заявили в компании.

Напомним, в 2023 г. в России вступили в силу поправки к правилам дорожного движения, которые причислили электросамокаты, моноколеса, сигвеи и другие устройства с электродвигателями к средствам индивидуальной мобильности. Для них ввели ряд ограничений — по скорости движения (до 25 км/ч), использованию инфраструктуры в зависимости от возраста пользователя. Также были установлены приоритет пешехода перед пользователем СИМ и запрет выезда на автомобильные трассы.

Между тем, как спрогнозировали исследователи проекта «Трушеринг», к 2027 г. рынок кикшеринга в России может вырасти до 53,6 млрд руб., увеличившись в сравнении с 2024 г. на 71,8%. Общее количество СИМ составит 610 тыс. штук, а клиентская база вырастет до 35 млн пользователей, которые совершат около 500 млн поездок.

Как ранее сообщал DK.RU, в новом сезоне кикшеринга-2025 в России может появиться документ, устанавливающий порядок государственной регистрации СИМ. Эта мера должна усилить контроль за использованием устройств, снизить риски аварийных ситуаций и обеспечить защиту всех участников дорожного движения.

Ранее рост популярности кикшеринга в авторской колонке для DK.RU прокомментировал блогер и телеведущий Евгений Енин«Хочу, чтобы как в Европе: ездить по тротуарам лицам старше 14 лет нельзя. Нельзя и все».