Половина крупных ритейлеров РФ может показать убытки в 2025 году
Уже по итогам первого квартала многие торговые центры фиксируют падение продаж на 30-35%. В первую очередь под угрозой продавцы одежды и обуви и DIY-ритейлеры.
Непродовольственная розница движется от прибыли к убыткам. Примерно половина крупнейших ритейлеров может уйти в минус по итогам года. Такой прогноз озвучил вице-президент Союза торгцентров России (СТЦ) Алексей Блюмкин, пишет «Коммерсант». По словам руководителя отдела аренды торговых площадей CORE.XP Надежды Цветковой, уже в первом квартале многие ритейлеры заметили снижение продаж на 30–35%, так что прогноз Блюмкина вполне реалистичен.
Другие аналитики также говорят о падении продаж: в сегменте одежды и обуви в январе-марте количество чеков упало на 12% год к году, а средний чек вырос всего на 3%, до 3,4 тыс. руб., подсчитала «Платформа ОФД».
СТЦ приводит примеры сетей, которые, вероятно, столкнутся с большими потерями. Так, обувная сеть Kari может получить чистый убыток в размере 6,4 млрд руб., что значительно хуже показателя прошлого года (минус 329 млн руб.). «Спортмастер» может закончить год с 12,2 млрд руб. убытков, при этом в 2024 г. сеть также не была прибыльной, но тогда убыток составил 1,5 руб. Для сетей «Твое» СТЦ прогнозирует рост убытков с 372 млн до 1,4 млрд руб., «Подружки» — с 678 млн до 1,7 млрд руб.
Те же, кто прошлые периоды работал с прибылью, могут либо снизить доход, либо также уйти в минус, считает Блюмкин. В первую очередь это касается, опять же, продавцов одежды и обуви, а также товаров для дома. Например, Hoff может уйти в минус на 1,3 млрд руб. против прибыли в размере 191 млн руб. в 2024-м. Ostin, который в прошлом году заработал 2,6 млрд руб., может получить убыток в 458 млн руб. А чистая прибыль Familia может сократиться с 1,9 млрд руб. до 11 млн руб.
Потеря прибыли ритейлеров связана с несколькими причинами. Одна из главных — падение посещаемости традиционных торговых центров, по итогам первого квартала 2025 г. она упала на 4% год к году.
Что касается DIY-ритейлеров, их бизнес пострадал от ситуации на строительном рынке — падение продаж жилья напрямую отражается на этом рынке. Еще в прошлом году их результаты были вполне достойными — в ноябре 2024 г. аналитики прогнозировали, что объем рынка товаров для дома, включая мебель, продукцию для дома и сада и товары для ремонта, составит 8,1 трлн руб., что больше на 18,8%, чем в 2023-м. При этом уточнялось, что к 2028 г. оборот рынка достигнет 14,7 трлн руб., писал DK.RU.
Кроме того, эксперты связывают падение продаж в ритейле с переходом населения на сберегательную модель потребления: люди отказываются от покупок, складывая деньги на депозиты. Согласно Центробанку, объем средств граждан на банковских вкладах 1 апреля 2025 г. достиг 57,9 трлн руб.
Ну, и, конечно, влияет массовый отток покупателей из офлайн на онлайн-платформы. За последние пять лет российский рынок электронной коммерции вырос с 1,7 трлн до 12,6 трлн руб., то есть в 7,5 раза. А его доля в общей розничной торговле увеличилась с 5% до 23%. Особенно впечатляют результаты лидеров рынка «Озон» и Wildberries, их совокупный оборот за эти годы вырос в 20 раз, а доля — в 2,8 раза: с 23 до 64%, писал DK.RU.
Если тренд на убыточность традиционного ритейла продолжится, крупные сети будут закрывать отдельные магазины, считает Блюмкин. Соответственно, вырастет объем свободных площадей в торговых центрах.
Впрочем, пока этого не происходит. Так, в московских ТЦ вакантность выросла за первый квартал всего на 1 п.п., составив 7,4%. Даже площади, в спешном порядке освобожденные иностранными ритейлерами после 2022 г., были заполнены другими игроками. И если бы крупные западные сети захотели вернуться в Россию, им просто не нашлось бы места — свободных площадей в торговых центрах хватит для размещения только 20% зарубежных брендов, ранее покинувших российский рынок.