Меню

«Холоднее климат — больше едят мороженого». Экспортные наблюдения уральского комбината

Иллюстрация: Хладокомбинат №3

Мороженое из РФ ждут в ОАЭ и Африке, но, увы, доставка сложная, а в Турции его едят лишь туристы. При этом продукцию полюбили в Китае и Монголии. Опыт экспорта от екатеринбургского Хладокомбината №3.

Добиться интереса к продуктам глубокой переработки, а значит привлечь внимание конечных потребителей на рынках других стран, очень сложно. В категории «Мороженое» нишу экспорта занимает крупнейший производитель на Среднем Урале — «Хладокомбинат №3»: наше мороженое любят не только соотечественники. О нюансах вкусного экспорта, программе «Ешьте, дети, молоко» и планах на будущее DK.RU поговорил с командой руководителей ХК.

Китайский сюрприз

За последние годы «Хладокомбинат №3» серьезно расширил географию поставок — холодное лакомство продается в восьми регионах России и пяти зарубежных странах, рассказывает гендиректор комбината Наталия Мерзлякова:

— На выставке в Харбине витрина хладокомбината пользовалась невероятным успехом, наша Коровка была просто звездой, китайские партнеры даже попросили ее «экспортировать». Но доставить в Китай такую ростовую куклу было бы очень дорого. В итоге мы сбросили им выкройки, а когда посмотрели на результат, поняли, что уральская Корова стала абсолютно китайской. Удивительно, но факт. 

Мы также поставляли мороженое в Монголию, ездили во Вьетнам, чтобы узнать возможности рынка, и поняли, что рынка нет: есть нации, у которых в культуре питания нет мороженого. Кстати, в Китае мы конкурируем не с китайским мороженым, а с европейским. Это совсем другая емкость рынка, чем представляют себе люди, когда говорят о 2 млрд китайцев.

Китайцы едят мороженку, потому что это — круто. Страна на памяти одного поколения сделала невероятный экономический рывок, стала богаче, и они хотят это показывать: употребление мороженого на людях — показатель достатка.

К тому же средний класс в Китае старается покупать все российское, считая, что все произведенное продовольственными компаниями РФ, экологически чистое и полезное для здоровья.

В Азии вообще нет культуры десерта — сладкого и жирного, к какому привыкли мы. И это не только про мороженое: блины со сметаной, торты, пирожные там тоже не пробовали. Почему так сложилось? Там не нужно согреваться, а значит, не нужна жирная еда, к тому же она быстрее портится на солнце. Там не надо добывать сахар из свеклы — можно сорвать манго с дерева, поэтому и потребности в мороженом особо не было.

Вам покажется странным, но чем севернее, тем больше потребление мороженого: не зря слово «эскимо» ассоциируется у нас с эскимосами.

СПРАВКА DK.RU

 
Слово «эскимо» заимствовано из французского языка — esquimau. Так называли вязаный комбинезон для малышей, похожий на эскимосский костюм. Глазированное шоколадом мороженое получило свое название в связи с тем, что оно было похоже на «одетое в комбинезон».
 

Когда нас спрашивают, почему мы не продаем мороженое в Турцию, отвечаем, что его там едят только туристы. В Сочи — так же. В Краснодаре разница между потреблением зимой и летом — в 12 раз: летом там едят мороженое полтора месяца, до сезона арбузов. В Екатеринбурге, кстати, зимой едят мороженое в 2,5 раза больше, чем летом: нам нужно больше энергии, хочется сладкого, а манго на деревьях не растут. Вот и весь секрет.

Покупатель голосует желудком

Объем сбыта предприятия растет преимущественно за счет экспортных поставок в страны ЕАЭС, Китай, Монголию, Азербайджан, Казахстан, отметила директор по продажам «Хладокомбината №3» Наталья Кочегарова:

— Экспорт в Китай, Казахстан и Азербайджан с 2023 г. увеличился в два раза. Если в процентах, прирост экспорта 2023/2024 такой: Казахстан — 115%, Китай — 206%.

Что касается России, то сейчас, с развитием логистических сетей, правило «один регион — один производитель мороженого» уже неактуально. Потребителей не обманешь: вкусное они находят сами.

У нас в стране мало кто делает мороженое из натурального молока, так как его надо сначала переработать, а смешать водичку и сухие смеси в разы легче. Но при сушке молока теряются полезные свойства, а у нас они все в целости и сохранности, что отражается не только на качестве, но и на вкусовых ощущениях. К тому же мы постоянно совершенствуемся и расширяем ассортимент: у нас есть сорбет «Манго» и сорбет на кокосовом молоке, который мы разработали совместно с веганскими сообществами Екатеринбурга. Так что там, где мы появляемся, мы всегда занимаем главную полку — покупатель голосует желудком.

Нас очень ждут в Эмиратах, в Африке, но для мороженого любой температурный удар при перевозке (а контейнеры, перегружая с фур на корабли, отключают от электричества) — это беда: продукт на жаре превращается в молочный коктейль за 30 минут. Иные логистические решения, например авиаперевозки, неоправданно дороги. 

Ешьте, дети, молоко

Еще одно приоритетное направление деятельности «Хладокомбината №3», как рассказала начальник отдела рекламы и PR Екатерина Егорова, — участие в национальной программе «Школьное молоко», которая направлена на укрепление здоровья школьников и формирование у них осознанного отношения к здоровому питанию:

— Ни для кого не секрет, что современное поколение продвинутое в плане знаний и технологий, но слабое в плане здоровья. Минимум физических нагрузок, максимум гаджетов.

К тому же поменялась культура питания: если раньше утром встал, кашу съел, молоко выпил — и в школу, то сейчас у многих то аллергия на лактозу, то «молоко не люблю». А ведь по пищевой ценности молоко — совершенный продукт, созданный самой природой. Молоко удовлетворяет потребности растущего организма в белке, кальции и многих других необходимых веществах. Выпивая 200 мл натурального молока, дети получают 40% дневной нормы кальция и витамина B2, 24% витамина А и до 16% жиров и белков.

Молоко обеспечивает ребенка практически всеми незаменимыми аминокислотами, необходимыми для развития организма, но при этом далеко не все дети готовы его пить. И заботливые мамы ищут варианты: фруктовые йогурты, клубничное молоко. Но мы ведь понимаем, что в большинстве случаев это — ароматизаторы. А в одном вафельном стаканчике нашего пломбира содержится четыре стакана молока и всего одна чайная ложка сахара.

Поскольку на комбинате молоко пастеризуют, а не кипятят, все витамины и макроэлементы сырого молока сохраняются почти в полном объеме. Натуральное молоко поставляют свердловские фермы, то есть дети получают привчные питательные вещества своего региона. Поэтому хладокомбинат запустил проект для школ под названием «Ешьте, дети, молоко»: в школы поставляют исключительно натуральное мороженое, в котором нет даже ванилина. Помимо участия в программе школьного питания хладокомбинат организует и поддерживает мероприятия, направленные на укрепление семейных ценностей:

Мороженое — символ здоровья и радости, его любят дети и взрослые, поэтому наших коровок можно увидеть на многих городских соревнованиях, а в преддверии 1 сентября мы проводим праздник «В школу с ХК3». Это квест, основная цель которого снять стресс перед учебой и в развлекательной форме провести базовые школьные предметы, — отметила Екатерина Егорова.

Добавим волшебства

На хладокомбинате серьезно занимаются модернизацией производства ради расширения производственных мощностей. В 2019 г. на перестройку компрессионного цеха, где охлаждается продукция, предприятие потратило более 300 млн руб., что позволило выпускать 50 тонн мороженого в сутки. Реализацию проекта поддержало правительство Свердловской области, предоставив в рамках приоритетного инвестпроекта льготы по налогу на имущество и по налогу на прибыль организаций в рамках региональной компоненты. Сейчас предприятие активно вкладывается в роботизацию производства, чтобы облегчить труд работников на конвейере и решить проблему нехватки кадров.

— Мы собираемся внедрить несколько уникальных разработок, которых нет еще ни у кого. В ближайшее время презентуем линию по упаковке вафельных стаканчиков. Казалось бы, в этом нет волшебства, но на самом деле легко сложить в квадратные коробки геометрически ровные брикеты, а вот криволинейные вафельные стаканчики не может захватить ни один робот. Три года мы искали, кто сможет справиться с этой задачей, и вот команда молодых изобретателей-инженеров из Уфы сотворила для нас чудо-линию. Мы готовы вас пригласить оценить эту уникальную российскую разработку в канун Дня России, — добавила Наталия Мерзлякова.

Ранее DK.RU писал о том, что в 2025 г. почти в три раза увеличился экспорт рыбы из Свердловской области в ОАЭ.