Меню

НАС просит заменить дорожные камеры: старые зачастую фиксируют лишь превышение скорости

Иллюстрация: freepik.com

Минфин поставил цель в 8 раз повысить собираемость штрафов за нарушения ПДД в 2025 г. 90% из них — с камер. Но треть всех устройств в России устарела, а замена требует огромных средств.

Для увеличения доходов в бюджет правительство РФ запланировало в восемь раз увеличить собираемость штрафов с водителей. Но этого сложно будет достичь, если не обновить камеры фотовидеофиксации. Национальный автомобильный союз (НАС) обратился к главе правительства Михаилу Мишустину с указанием на необходимость модернизации действующего парка камер, передает РБК.

30% действующих на российских дорогах комплексов фотовидеофиксации устарели и неэффективны, подчеркивают в НАС, их уже эксплуатируют 5-7 лет и больше, а это значит, что все эти комплексы не видят большую часть нарушений. По словам вице-президента НАС Антона Шапарина, старые камеры в основном фиксируют превышение скорости и нарушение разметки и не «видят», когда водитель не пристегнут или разговаривает по телефону.

Бывает и так, что камера фиксирует нарушение одним водителем, а того, кто едет рядом с теми же нарушениями — не замечает.

Из-за частых пропусков транспортных средств и низкого качества доказательной базы нарушители ПДД остаются безнаказанными, в то время как аварийность растет, — отметил Шапарин.

Если не заняться модернизацией парка камер, то не удастся собрать план Минфина по увеличению сбора штрафов с водителей за нарушение ПДД в восемь раз — с 6,4 млрд до 52,8 млрд руб.

Как отмечает НАС, 93% постановлений о нарушениях ПДД оформляются автоматически с помощью комплексов фотовидеофиксации.

>>> С 1 января 2025 г. штрафы для водителей выросли в полтора раза

НАС просит правительство:

  • провести полный аудит всех комплексов фотовидеофиксации;
  • запретить заключение новых контрактов на использование оборудования старше шести лет;
  • стимулировать региональные транспортные власти списывать старые комплексы фотовидеофиксации, которые не используются и на которые нет действующих контрактов;
  • обязать списывать старые комплексы, выявленные в ходе аудита, после окончания действующих контрактов, а новые контракты на аренду (или поставку) заключать только на современное оборудование, которое по стоимости эксплуатации сопоставимо с устаревшими комплексами, или использовать концессионные модели, которые не требуют вложений из региональных бюджетов.

>>> За три месяца 2025 г. россияне заплатили рекордные штрафы за нарушение ПДД

По информации издания, в России установлено более 30 тыс. дорожных камер, многие из них эксплуатируются более семи лет, а это предельный срок службы для таких систем, рассказал гендиректор Ivideon Заур Абуталимов. Первоначально их задачей было фиксировать скорость, пересечение стоп-линий и проезд на красный свет.

Сегодня стандарты и ожидания от дорожных камер переориентировались в более сложные сценарии. Многие камеры из текущего парка не рассчитаны на непрерывную обработку видеопотока в реальном времени и не способны работать с современными алгоритмами анализа поведения транспорта. Поэтому просто «перепрошить» их нельзя — нужна замена всего оборудования, включая вычислительные блоки, — сказал Абуталимов.

Большинство камер фиксации нарушений ПДД в России находится в госсобственности, поэтому главная проблема, с которой могут столкнуться регионы, — отсутствие средств на замену комплексов. По оценке Абуталимова, устаревшие модели стоят 600–900 тыс. руб., а современные, с видеоаналитикой, — 2–5 млн руб. без учета установки и сервисов. В начале 2022 г. США ввели против России санкции на высокотехнологичный экспорт (относятся в том числе к продукции Nvidia).

Ранее DK.RU писал, что 40% всех камер видеофиксации нарушений ПДД в России существуют лишь на бумаге, точнее это просто «картинки-пугалки» в навигаторах. Эта ситуация увеличивает риск аварий, поскольку водители, увидев уведомление о камере, резко снижают скорость, а после снова увеличивают. Такое поведение называется «эффектом кенгуру».