92-й бензин дорожает, дизель дешевеет. О чем это говорит?
Оказывается, стоимость АИ-92 могла вырасти из-за засилья китайских автомобилей на рынке РФ. А снижение цены на дизельное топливо — маркер замедления экономики.
За последний месяц биржевые цены на бензин марки АИ-92 выросли на 4,5% — с 56 174 до 58 739 руб. за тонну. АИ-95 тоже растет, но медленнее, динамика составила + 0,84% — с 61 364 до 61 881 руб. за тонну.
А вот цена на летнее дизельное топливо (ДТ) падает, снижение составило 3,43% — с 60 184 до 58 118 руб. за тонну, пишут «Известия» со ссылкой на данные Петербургской биржи.
В рознице топливо тоже дорожает, но более сдержанно. На конец апреля, по данным Росстата, средняя цена бензина АИ-92 в России составляла 56,46 руб., АИ-95 — 61,68 руб., ДТ — 71,25 руб. за литр. Ко 2 июня рост составил 0,4%, 0,4% и 0,19% соответственно.
Обычно всплеск потребления бензина регистрируется в майские праздники, но в этом году его не было, да и в целом розничные продажи падают, указывает заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич. В апреле-мае 2025 г. россияне купили бензина до 5% меньше, в зависимости от региона.
Несмотря на высокую инфляцию во многих сегментах потребительского рынка, бензин и дизель наименее волатильны, подчеркивает эксперт. Это связано с госрегулированием цен на топливо.
Много лет правительство России доводит до нефтяных компаний директиву о недопустимости роста цен в рознице выше официального уровня инфляции. И это правило выполняется, несмотря на то что компании порой вынуждены работать себе в убыток. Особенно это касается независимых АЗС, которые не входят в систему вертикально-интегрированных нефтяных компаний, — отмечает Юрий Станкевич.
Ранее на DK.RU: Это неизбежно. Цены на бензин в 2025 году вырастут на 10-20%
При этом для российского рынка снижение цен на отдельные виды топлива — нерядовая ситуация. То, что дизель падает в цене, эксперты объясняют замедлением экономики. Так, в частности, считает заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев.
Это рынок скорее B2B, нежели B2C. И учитывая то, что ключевая ставка ЦБ делает практически невозможным получение кредитов для бизнеса, экономика тормозится, и в первую очередь это сказывается на перевозках. Поэтому снижение потребления дизеля — показатель того, что экономика замедляется, — отмечает эксперт.
В свою очередь, цены на АИ-92 могут коррелировать с ростом китайских автомобилей на рынке РФ, именно на этот бензин рассчитано большинство из них. Как подсчитала консалтинговая компания GlobalData, в апреле 2025 г. было продано на 12% больше китайских машин (2 055 153 единицы) по сравнению с тем же периодом прошлого года.
В Минэнерго «Известиям» заявили, что внутренний рынок полностью обеспечен автомобильным топливом.
Как писал DK.RU, розничные торговцы постоянно сетуют на то, что вынуждены продавать бензин и дизель значительно ниже себестоимости, от чего их убытки растут. Особенно убыточны продажи АИ-95, на который приходится около 60% спроса.