Меню

Где в Екатеринбурге зашить дирижабль. Евгений Корбут — об истории легендарного «Века»

Иллюстрация: Экипировочный центр «Век»

Пик интереса к туризму и отдыху на природе переживает очередной бум. Какие новые тренды в туристической моде предлагают уральские производители, давно уже известные за пределами своего региона?

Если вы родились на Урале и хоть пару раз в жизни ходили в походы, катались на лыжах, поднимались в горы, ездили на байк-шоу, в велопутешствие, участвовали в трофи-гонках или просто ночевали на берегу реки в ожидании утреннего клева — у вас наверняка есть туристическая вещь с логотипом одного из двух собственных брендов Екатеринбурга — «Манараги» или «Века». Самые известные уральские outdoor компании почти одновременно были созданы энтузиастами своего дела: туристами, альпинистами, скалолазами, которые объединились для разработки качественной экипировки и снаряжения.

Стабильность — признак мастерства

Компания «Манарага» (в переводе с мансийского языка — «медвежья лапа») получила свое название в честь одной из красивых гор Приполярного Урала, до которой неоднократно добирались ее создатели. С 27 ноября 1992 г. фирма стала заниматься производством альпинистских карабинов, пошивом экипировки и снаряжения для туризма.

Создатель фирмы «Век» Евгений Корбут первые модели рюкзаков запатентовал как изобретение в области рюкзакостроения в начале 1990-х. Тогда же была закуплена промышленная швейная машинка, арендован подвальчик на ул. Декабристов, а название родилось из инициалов Корбута Евгения Валерьевича, написанных наоборот. Первыми сотрудниками фирмы, официально начавшей свою деятельность 21 октября 1992 г., стали члены туристического клуба УПИ «Романтик».

Во времена тотального дефицита появились первые серийно выпущенные рюкзаки: у «Манараги» — «Странник», у «Века» — «Лось». Сейчас компания «Манарага» представляет на рынке outdoor продукцию собственных четырех брендов Rock Land, Green Land, Hell Snowboards, и, конечно, «Манарага».

О том, как обстоят дела в фирме «Век», DK.RU решил поговорить в с ее основателем и директором Евгением Корбутом, узнав, что изменилось за 10 лет с момента первого интервью Евгения для нашего спецпроекта «Сделано в Екатеринбурге».

Человек многогранен. Он состоит из многих вещей: семья, бизнес, увлечения и масса других составляющих. Если они находятся в одном круге интересов и друг друга дополняют — получается все и во всех этих сферах. Евгений Корбут производством экстремального снаряжения занимается более 30 лет и столько же ходит как инструктор в походы разной категории сложности (всего их шесть — в зависимости от протяженности, продолжительности и количества препятствий — DK.RU).

Я начал производство снаряжения в качестве конструктора, технолога, швеи и закройщика одновременно. Все вырученные деньги вкладывал в производство и теперь благодаря нашему оборудованию нет задач, с которыми мы бы не справились: производим экипировку и аксессуары на все случаи жизни и под любые нестандартные задачи.

«Век» выпускает не только рюкзаки, палатки, спальники, но и экипировку для МЧС, экспедиций геологов и туристических лагерей.

А еще очень много заказов по техническому шитью: большие шатры для мероприятий, тенты, — продолжает Корбут. — Например, чтобы покрасить бочку для бензина диаметром 30 м и высотой 7 м на Крайнем Севере, мои друзья, занимающиеся промышленным альпинизмом, заказали тентовую конструкцию, которую мы и изготовили из специальных материалов, учитывая нюансы крепления и то, что под ней будут работать тепловые пушки. Так как это огромный объект, мы производим детали, которые потом скрепляются на месте. Теоретически по нашей технологии можно сшить хоть чехол на небоскреб.

20-метровый тент для свадебной зоны в ЦПКиО изготовлен по такому же принципу, приводит пример Корбут. Есть в копилке и другие экзотические заказы: ремонт воздушных шаров или пошив тапочек для слонов из цирка.

Как-то в фирму «Век» обратился владелец дирижабля, порвавшегося при неудачной посадке. Технологи разработали способ, благодаря которому воздухоплаватели смогли оторваться от земли, хотя, на минутку, в среднем размеры дирижабля составляют 150 м в длину и 30 м в высоту.

«Мы продаем заказчикам сбывшуюся мечту»

Есть в ассортименте «Века» мегапалатка диаметром 15 м, то есть 200 кв. м сухой поверхности. Внешне эта единственная в России бескаркасная палатка похожа на цирк шапито, она собирается в течение 15 минут и не падает благодаря карандашной технологии. Оттолкнувшись от этого заказа, «вековцы» стали экспериментировать с размерами, в итоге теперь есть палатки размером 12, 6 и 4 м, которые могут радовать обычных туристов.

Работать с такими заказами не только прибыльно и интересно, но и очень полезно: на каждом из них мы учимся, рождаются новые решения, применяются новые материалы. Иногда наоборот — из простых строп, люверсов и ткани возникает конструкция, которая выполняет все поставленные задачи. А заказчик приобретает радость, потому что после прихода к нам у него заканчиваются все проблемы. И такие уже от нас не уходят, оставаясь в нашем «золотом фонде».

Полцарства за швею

В базе «Века» 3,5 тыс. заказчиков, ненамного больше, чем было в 2015 г. У Евгения Корбута есть на этот счет грустная байка про хозяйку, рассыпавшую в 2008 г. волшебный порошок, после чего сначала ушли тараканы, затем — пул заказчиков-геологов, затем ушли в тендеры заказчики-военные. В стране образовалось большое количество узконаправленных швейных производств, например, фабрика спальных мешков отшивает военные заказы, причем в местах, где много рабочих рук.

Когда я вижу новости о том, что какое-то предприятие собирается в два раза расширять производство по пошиву обмундирования, у меня сразу возникает вопрос: «Ребята, где вы берете швей и закройщиков?». В Подмосковье, Иванове, Дагестане, Чечне — там, где есть прирост трудового населения, это реально. У нас в Екатеринбурге масштабировать швейное производство невозможно: за последние семь лет я не увеличился ни на одну швею — две придут, а три уйдут (учеба, декрет, пенсия), и так по кругу. Весь состав — люди среднего и старшего возраста, молодежи нет совсем. Пока в шутку, но обсуждаем с коллегами возможность открыть собственное швейное училище. Все очень непросто в этом плане, и мы очень надеемся, что ситуация с профтехобразованием в стране улучшится.

В походах мы не любим два слова: экстрим и выживание

Настоящие туристические категорийные походы — еще одно направление деятельности фирмы «Век» и ее неутомимого руководителя. Все маршруты четко проработаны, у всех участников отличная физическая и психологическая подготовка, со всеми форс-мажорами справляется «вековское» снаряжение.

Именно в полярных походах тестировались уникальные трехслойные палатки. В тундре нет дров, печка там не пригодится, поэтому была изобретена палатка-термос, где благодаря хитрому миксу материалов холод отражается, а тепло остается внутри, а значит, в течение всего похода человек «отапливает» себя своим теплом.

Куртку для похода, теоретически, может сшить любая швея. Масса бюджетных предложений есть на маркетплейсах, но «Век» не продает ширпотреб за три копейки и никогда не специализировался на товарах исключительно для обывателей. Клиентов привлекают уникальностью и надежностью. Чтобы сшить экипировку для мотогонщика, полярника, велосипедиста, надо знать тонкости именно этого направления. Сам Евгений Корбут, специалист по Заполярью, уже 20 лет не носит зимнюю куртку и шапку, внедряя свои знания и наработанные технологии в производство различных линеек экипировки.

Вся ходовая одежда для туризма, которую мы шьем, имеет уникальный рукав: он пришивается к изделию, когда рука поднята практически вертикально вверх. Поэтому, когда человек машет рукой, надевает рюкзак или забивает крюк, он не испытывает неудобств. Плюс наших курток в проверенных на себе мелочах: большое количество карманов на молниях, вентиляция в нужных местах. Это отработано десятками туристических команд, поэтому эту одежду носят до дыр, она становится незаменимой. То же касается палаток, спальников, рюкзаков.

Парус – поглотитель километров

В походах по Байкалу был изобретен первый парашют-буксировщик для путешествий при помощи ветра. Теперь у него десятки модификаций, многие современные кайтеры и парафойлеры называют Корбута патриархом российского направления сухопутного кайтинга.

Мы все стали ветрозависимыми. Когда человек поднимает воротник, спасаясь от порывов, мы радуемся, что «десяточку дунуло». Это любовь к стихии, которую ты не можешь ничем объяснить, кроме сакраментального: какой русский не любит быстрой езды?

Большая боль Евгения Корбута в том, что команду настоящих спортивных туристов на 5-6 категорию сложности теперь приходится собирать по всей России. Отток людей из этой сферы произошел из-за того, что самые интересные места сделали заповедниками. Например, маршруты на Манарагу, Саблю, Народную закрыли или ввели на них особый режим посещения, на Маньпупунер туристов, наоборот, забрасывают вертолетами, а профи в массовку не пойдут. Тем не менее «вековцы» продолжают ходить в уникальные походы и шить уникальные вещи.

Что Век грядущий нам готовит?

На данный момент в «Веке» два основных направления:

  • швейное, где в прайс-листе 400 изделий, причем каждый год в этом списке появляются новые, а старые списываются;
  • работа с тканями пвх и полиуретан: большая ассортиментная линейка непромокаемых гермо-мешков, сумок и чехлов для вещей и оборудования.

В июле фирма «Век» стала лучшей в России в номинациях «гермо-упаковка» и «гермо-мешок» (по мнению «Озон»). Также «Век» в лидерах как производитель утепляющих бахил. Разрабатывали их для альпинистов, а сейчас за ними гоняются горнолыжники и любители зимних прогулок.

Вообще мы шьем рабочую одежду для туризма, то есть если она в походе намокнет от пота или дождя, то высыхает прямо на человеке. Наша одежда именно такая, но как ее презентовать и выдерживать конкурентную борьбу с брендами, мы не знаем, — говорит Евгений Корбут. — Мы работаем, а не пиаримся, и нас устраивает наш круг клиентов без всяких накрученных хороших отзывов и блогерских бредней. За нас говорит наша продукция.

Конструкторская группа «Века» постоянно генерирует новые идеи, маркетплейсы уже ждут, когда они придумают и начнут поставлять массовый продукт. А Евгений Корбут, как и 10 лет назад, считает, что бизнес должен давать свободу и возможность заниматься тем, что нравится, тогда и денег будет хватать на все, что нужно: развитие, открытие и поддержку своих людей.

Ранее DK.RU писал о том, что в Екатеринбурге выбрали предпринимателей года. Номинантами стали 140 бизнесменов. 10 из них получили награды на церемонии в Синара Центре.

Читайте также на DK.RU: «Хочешь быть топом? Ставь высокую цену» — Шапошников о том, как сделать бизнес успешным.