Меню

Множество предприятий сидит «на подсосе». Что думают банкиры об экономике РФ

Иллюстрация: YouTube.com

На Финконгрессе в Петербурге главы крупнейших банков поговорили о состоянии экономики РФ — о ставках, инфляции, санкциях и курсе рубля. Многие темы болезненные, но быстрых решений нет.

Ключевая ставка, которую ЦБ держит на высоком уровне, не главная причина торможения экономики, сошлись во мнении банкиры. На проходящем в Санкт-Петербурге Финконгрессе они обсудили, что делать прямо сейчас, чтобы преодолеть системный кризис. DK.RU отобрал главное из дискуссии, опираясь на репортаж РБК.

Рынок труда перегрет, экономика переохлаждена

Крепкий рубль, высокая ключевая ставка, перегретый рынок труда и инфляция — основные причины торможения экономики, сказал президент — председатель правления Сбербанка Герман Греф:

Признаков того, что экономика стала резко тормозить, достаточно много, и причиной тому, конечно, целый набор факторов. Ставка является одним из них, может быть, самым ключевым. Но тем не менее так сложилось, что мы имеем сегодня сочетание еще и очень крепкого рубля. Кризис на сырьевых рынках, падение цен на наши ключевые экспортные товары. И у нас явно перегрет рынок труда.

Глава Сбербанка предупреждает: важно не передержать высокие реальные ставки: «Проблема даже не в величине самой ставки, а в том, что у нас по отношению к текущей инфляции реальная ставка в районе 15–16%».

К источникам проблем в экономике президент — председатель правления ВТБ Андрей Костин добавил высокие военные расходы, которые стимулируют развитие лишь определенных отраслей экономики.

Они еще и не производят продукцию, которая потом попадает на рынок. Эта продукция улетает куда-то, и поэтому предложение не увеличивается на рынке, а расходы растут, — привел пример Костин.

Другая причина, не дающая экономике РФ развиваться, — огромное количество санкций. По словам главы ВТБ, многие предприятия вынуждены дважды платить за оборудование — сначала заплатив европейским (или другим) производителям, но, ничего не получив, заказав то же самое в Китае.

Даже орган, который Герман Греф хотел подарить Мариинскому театру, не удалось получить:

Заплатил деньги, орган изготовили, а не получили ни орган, ни денег.

Таргет по инфляции стоит пересмотреть

По словам Андрея Костина, в существующих реалиях можно было бы пересмотреть цель по инфляции. Напомним, Центробанк рассчитывает достичь 4% к концу 2026 г. и строго придерживается этого плана.

А что, 8% — плохая цифра для инфляции? Мне кажется, прекрасная, красиво пишется. И в этом плане не видел бы такой трагедии. Но 4 так 4, давайте ее достигать, — заметил Костин.

Председатель Банка России Эльвира Набиуллина предложение коллеги не прокомментировала, сказав, что инфляция замедляется, причем быстрее ожиданий, но пока она «выше цели и в годовом выражении, и в текущих темпах».

Она подчеркнула, что рынок труда стабилизируется, хотя дефицит кадров все еще есть, как и рекордно низкая безработица. Однако рост деловой активности замедляется.

Индекс бизнес-климата показывает пока нисходящую динамику. Смотрим на генерацию электроэнергии, загрузку мощностей, объем платежей в нашей платежной системе, финансовые результаты компании, аналитику банков — суммарно все это сигнализирует о замедлении роста деловой активности, но с очень высоких темпов, которые были в 2023–2024 годах. И если вот эти опасения и индикаторы будут сигнализировать о более быстром замедлении экономики, естественно, тогда инфляция будет снижаться ниже цели, и это даст нам пространство для более быстрого снижения, — пообещала Набиуллина.

По ее словам, всем надо «очень плавно пройти этот период» и не ориентироваться на прогнозы ЦБ о возможном повышении или понижении ключевой ставки. Иначе неизбежны качели — когда Банк России говорит, что, возможно, начнет снижать ключевую ставку, все берут кредиты, и инфляция растет. И наоборот — опасаясь, что «ключ» будет долго держаться на высоком уровне, деловая активность снижается и экономика переохлаждается.

>>> Цель по инфляции 4% неактуальна, нужно поднять ее до 7% — эксперт ЦМАКП

Кому невыгоден крепкий рубль

Эльвира Набиуллина отметила, что экспортеры «оказались в ножницах», им сейчас очень сложно из-за высоких кредитных ставок, низкого курса рубля и падения спроса на экспортных рынках. Но нельзя подгонять курс только под экспортеров, считает она:

Все-таки экономике нужен такой курс, который отражает баланс спроса и предложения валюты со стороны разных участников. И понятно, что экспортеры хотели более слабый курс, но я не уверена, что под этим подпишутся наши граждане или те предприятия, которым нужен импорт оборудования для технологической модернизации.

Глава Банка России добавила, что курс должен уравновешивать интересы разных экономических игроков, причем рыночными способами: «через постоянную борьбу лоббистов, латание регулирования и подгонку курса под те или иные нужды».

К тому же не факт, что слабый курс необходим для бюджета, считает Набиуллина, влияние курса на него нелинейно:

Потому что укрепление рубля действует в сторону замедления инфляции, а значит, в сторону гораздо более быстрого снижения ключевой ставки, нежели если бы было при более слабом курсе. И, кстати, чем более диверсифицированная будет экономика, чем меньше будет она зависеть от доходов от небольшого круга экспортных отраслей, тем будет меньше зависимость от курса.

Производительность труда «лежит на полу»

Главным в структурных изменениях должен стать рост производительности труда, отметил Андрей Костин. Он привел в пример модернизацию «Северной верфи», к которой приступил ВТБ. (Напомним, в августе 2023 г. президент Владимир Путин передал в доверительное управление ВТБ «Объединенную судостроительную корпорацию» (ОСК), куда входит и петербургская «Северная верфь». Как рассказывал DK.RU, общие вложения в ОСК глава ВТБ оценил более чем в 2 трлн руб.). 

На Финконгрессе Костин обрисовал планы по «Северной верфи» — после модернизации здесь в 16 раз вырастет производительность труда, а число рабочих останется прежним. При этом некоторые судостроительные предприятия неизбежно придется закрывать, поскольку они неэффективны из-за географического положения.

Там стоимость производства на 20–30% всегда выше, чем, допустим, в Петербурге. И нам, конечно, надо их закрывать. Там говорят: моногород, а куда девать? Значит, надо иметь программы, которые позволят людям переезжать, надо развивать наемное жилье, надо делать другие меры. Но вот так просто кормить неэффективное производство из года в год — это неправильно, — заметил Костин.

Он сказал, что для него было удивительным, сколько денег государство тратит на поддержку неэффективных предприятий, и от этого нужно уходить, переключаться на рыночные методы и оставлять только приоритетные направления поддержки.

У нас на подсосе сидит огромное количество разного рода предприятий, которые не могут обеспечить эффективность в силу разных причин, в том числе отчасти государственной политики, ценообразования и так далее, — отметил он.

Герман Греф поддержал коллегу, по его словам, Сбербанк, проанализировав целый ряд важных предприятий совместно с «Газпром нефтью», выяснил, что на многих просто нет базовых принципов менеджмента.

Вот Андрей сейчас рассказывал про судостроительную компанию. Ну как в 16 раз можно поднять производительность труда? Как? Это означает, что она там лежит просто на полу. Это плохая новость, — заметил Греф.

В такой ситуации не поможет никакой «золотой ключик» в виде искусственного интеллекта. Но если «просто-напросто менеджмент обучить элементарным принципам управления, то там можно делать сумасшедшие скачки в производительности, вот даже в 16 раз», сказал глава «Сбера». Кроме того, нужно оцифровать процессы, только после этого от использования ИИ будет какой-то толк.