Как адаптироваться к зумерам дома и на работе: маркетинг поколений с Аркадием Цукером
Поколение, которое выросло во дворах, воспитало детей, живущих в телефонах. Кажется, что зумеры ленивы и беспомощны, но это не так. Смогут ли они составить конкуренцию бывалым предпринимателям?
Аркадий Цукер — известный бизнес-тренер, исследователь, один из ведущих маркетологов России, на прошлой неделе выступил хэдлайнером IV Слета производителей «Сила прорыва» в Екатеринбурге. В беседе с DK.RU он поделился некоторыми выводами своих исследований относительно зумеров.
— Я горжусь зумерами, обожаю зумеров и счастлив с ними общаться. Во-первых, зумеры знают много всего — их кругозор настолько огромен и так глубок, что я поражаюсь их способности поддержать любую тему. Они узнают все новости — и научные, и политические, и светские — настолько быстро, что я, в свою очередь, узнаю новости только от них, не успевая прочитать газеты.
Их скановый способ познания мира появился из-за того, что они очень много сидят в социальных сетях. В результате зумеры привыкли с какой-то бешеной скоростью принимать и систематизировать информацию. Вот этим они выгодно отличаются от предыдущих поколений.
Клиповое мышление? Ничего подобного! Я вижу такую глубину их познаний, что мне далеко до этого. Другое дело, что их познания в основном интровертированные, то есть они сидят сами с собой внутри информационного потока и сканируют то, что видят и слышат. Так что если у них и есть проблемы, то только с передачей знания — с его превращением в речепоток. Но при этом глубина понимания и структурирования информации у них просто бешеная. К тому же их уровень образования выше, чем у многих взрослых, вот и мышление лучше. Это первое, что можно сказать.
Второе, на что хотелось бы обратить внимание, — так называемая лень зумеров, на которую все указывают. На мой взгляд, это совсем не лень, а защитный механизм организма. Важно понимать, что наши дети погружены в такую плотность инфопотока и срессовость информационной среды, что им требуется очень много энергии, чтобы все эти информационные интервенции переработать, а нужно же еще развиваться, расти и питать растущий организм.
Молодой организм требует 90% энергии на развитие, обработка информационного поля — столько же, получаемый стресс от взрослых — так же. А где на это брать ресурс? Поэтому, когда он дрыхнет по 12 часов и не может встать утром на занятия, он не ленится, а пытается восстановиться.
Поймите одну очень простую вещь — у них просто не хватает энергии на жизнь. Они растут в гораздо более плотном информационном стрессовом поле, чем мы. Да, мы сами постоянно приспосабливаемся к новым условиям, но нам-то уже не нужно тратить силы на рост и развитие. Пока у них энергии на развитие не хватает, их нужно поддерживать и в этом им помогать, а не добавлять стрессы упреками типа «я в твои годы…».
А третья история, на которую я хотел бы обратить внимание, — взросление зумеров. Каждый раз, когда технологии рвутся вперед, с каждой промышленной революцией, с каждым прорывом в области образования, удлиняется срок человеческой жизни. Каждому последующему поколению требуется все больше времени на освоение культурного слоя, чем предыдущему.
Поэтому с каждой технической и культурной революцией у человека появляются новые периоды взросления. Если мы с вами перенесемся на 500-600 лет назад, то увидим, что детство сразу перетекало во взрослость — как только 12 лет стукнуло, так сразу замуж. Но со временем, с появлением высшего образования, появились такие понятия, как молодость и студенчество.
У меня есть ощущение, что сегодня мы с вами присутствуем при рождении еще одного возрастного этапа — постюность, или вторая молодость, когда люди могу позволить себе определенные экспериментирования с собой, своим разумом, телом, способностями и отношениями. По-моему, скоро появится название этого возрастного периода.
Не становясь взрослыми и не беря на себя ответственность за жизнь следующего поколения, новое поколение сдвигает сроки деторождения к 35-50 годам.
В семье, если вам посчастливилось стать родителями зумера, могу точно сказать, что конфликтные ситуации возникают в основном по трем причинам — либо родитель не доверяет, либо не поддерживает, либо не дает понимания своих границ.
Таким образом, для меня ключевое в правильном отношении к молодому поколению сводится к трем историям. Первое — я не знаю, как с ними надо, не могу знать, потому что они точно больше чувствуют и понимают, чем я.
В нашем детстве нас родители заставляли учиться и запрещали гулять на улице. Сейчас уже всем понятно, что у тех, кто больше гулял, бизнесы лучше, потому что они взрослели во дворах, и вся Россия строится на тех компетенциях, которые в этих дворах сформировались.
Мы запрещаем телефоны и компьютеры, а может быть, это те же дворы, только цифровые, и они там тренируются, чтобы стать успешными в будущем? Поэтому ключевой момент — нам надо учиться им доверять.
Вторая история, которая для меня не менее важна, — уметь поддерживать их, потому что чего у меня действительно больше, чем у них, так это силы. Я могу этой силой задавить, а могу поддержать. Мне важно, чтобы дети, повзрослев, чувствовали, что они могут на меня положиться в трудной ситуации — меня не нужно бояться.
Третий момент, который важен в воспитании — мои границы. Надо очень четко понимать, где я хочу жить свою жизнь, а не посвящать себя няньканию. Надо четко определить — здесь я доверяю, здесь поддерживаю, а вот это — мои границы. Когда по этим правилам живешь, честно сказать, и компьютер-то минимизируется.
В компании, чтобы адаптировать зумеров или любое другое поколение, очень важен момент социального договора со всеми. Грубо говоря, зумер должен чувствовать себя важным человеком. Первое, с чего мы должны начать анализировать ситуацию, — чему у него можно научиться.
Я бы вообще предложил брать на работу только тех молодых людей, у которых нам самим интересно чему-нибудь научиться. А у них, поверьте, есть чему. Если вы не нашли такого, это не ваш зумер, не берите его на работу.
Второй момент, если вы начали чему-то учиться у зумера и он чувствует, что уважаем, надо поставить ситуацию так: давай играть в двусторонний обмен. Я твои правила понял, я тебя чувствую и уважаю, а вот наши правила игры — давай договариваться и жить по общим нормам.
Клиенты-зумеры покупают у тех, кто для них авторитетен. Соответственно, ключевой вопрос, который нужно себе задать: если целевая аудитория — молодое поколение, за что тебя могут уважать зумеры? И если не за что, то они у тебя ничего не купят. Поэтому для меня один из базовых вопросов, которым я реально занимаюсь, — как заслужить их уважение.
Чтобы наладить контакт с зумерами, нужно, первое, быть собой, не учить их чему-то, а второе — проявлять интерес к их жизни — спрашивать, куда ты ездишь, что за музыка, скажи, как мне это искусство понять, чтобы оно начало мне нравиться.
Зумеры на фоне других поколений выгодно отличаются глубиной рефлексии. Они тоньше понимают чувства других и поэтому достаточно гибкие в общении.
Никаких правил общения с людьми исходя из их принадлежности к какому-то поколению не существует. Или вы хотите защититься правилом, чтобы не быть с человеком? Не надо искать никаких закономерностей. Закономерность будет для вас защитой, которая вам не даст пробиться к человеку — зачем? Если вам важно установить с ним партнерские отношения, просто спросите — чем я могу быть тебе интересен?
Как вывод, благодаря своим уникальным качествам, молодые предприниматели уже составляют конкуренцию бывалым. Каждому четвертому индивидуальному предпринимателю меньше 35 лет. К 2025 г. количество предпринимателей в возрасте до 25 лет в России выросло до 2 млн 700 тыс. человек. Зумеры уже попали в топ-500 и зарубежного, и российского бизнеса.
Читайте также на DK.RU: «В офисе должно быть круче, чем дома» — Шкиря о секретах работы с зумерами.