Фанерная отрасль РФ скатывается в кризис. Европа недоступна, предприятия закрываются
Производители фанеры в России до 2022 г. ориентировались на европейский рынок, сейчас продавать ее трудно. Один из комбинатов «Свезы» уже под угрозой консервации. Что делать в этой ситуации?
До обострения геополитической ситуации российская фанерная отрасль до 70% продукции отправляла на экспорт, преимущественно в Европу. В 2022 г. этот канал продаж для России закрылся. Были надежды на страны Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Китай и даже Африку, но до сих пор объемы продаж по этим направлениям не достигли тех, что уходили европейским потребителям. Внутренний рынок тоже не слишком помогает — в строительной отрасли кризис из-за высокой ключевой ставки и дорогих кредитных денег.
Российские производители фанеры не могут загрузить имеющиеся мощности даже на ¾, рассказала в интервью профильному изданию «Деловая пилорама» Юлия Ермакова, директор по маркетингу компании «Плитвуд». Это предприятие новое, оно было запущено только в 2024 г. и на этапе проектирования, как и другие коллеги по рынку, рассчитывало на продажи фанеры в Европу. Теперь же «Плитвуд» вынужден искать другие каналы сбыта.
Увы, но заместить выпавший объем европейского рынка производители фанеры РФ не могут — маржинальность экспорта в другие страны намного ниже из-за транспортных расходов и стоимости закупки.
По словам Ермаковой, будь европейские рынки открыты, Россия могла бы отправлять туда 400-500 тыс. м3 фанеры, именно на таком уровне она оценивает нынешний дефицит фанеры в Европе. В целом же все российские мощности позволяют произвести 5,1 млн м3 фанеры в год, но производители не могут их загрузить даже на ¾, так как «емкость доступных рынков с учетом сложившейся конъюнктуры не позволяет это сделать».
Юлия Ермакова рассказала о том, какие сложности и возможности возникают при экспорте фанеры в разные страны.
Китай. Экспорт российской березовой фанеры в Китай в 2024 г. вырос на 38%, став для России экспортным рынком №1 с объемом 330 тыс. м3.
Я ожидаю, что этот рост продолжится и дальше, т.к. альтернативы китайскому рынку с точки зрения утилизации объемов фактически нет. И дальнейший рост пары доллар/рубль будет только ему способствовать, позволяя российским производителям, по крайней мере, зарабатывать на китайском экспорте, — комментирует Ермакова.
США, Канада и Мексика. Страны открыты, «но в одной стране пошлина на ввоз российской фанеры 50%, в другой — 35%, и ценовая конкуренция между российскими производителями высокая. Мексика пока остается рынком-карликом размером в 6 тыс. м3».
Южная Америка. Также микрорынок для российского экспорта (2,5-2,7 млн м3 до 2022 г.).
Африка. Россия поставляет в Египет 320-350 тыс. м3, дальнейший рост объемов в другие регионы континента ограничен. В том числе потому, что потребитель не знает, что такое березовая фанера, нужна ли она ему.
Я считаю, что для продвижения березовой фанеры в Африке нужна кооперация, чтобы несколько производителей объединились в маркетинговую ассоциацию. В одиночку развить продажи в Африке не получится — это с очевидностью показывает анализ экспортных отгрузок за последние 3 года, — считает Ермакова.
Страны Персидского залива. Тут рынок уже занят китайскими производителями, которые предлагают огромный выбор фанеры из любой древесины, включая бамбук. При этом цена у них — от $16 до $30 за лист (для сравнения — березовая фанера из России поставляется по $30).
Турция. Здесь есть собственные производства фанеры — большой ассортимент и низкие цены.
Индия. Возможности экспортеров ограничены отраслевой сертификацией, введенной в стране.
Израиль. Хороший рынок, активно потребляет продукцию из РФ, быстро платит, «но даже чисто географически он имеет свои пределы и вряд ли сможет достигнуть 100 тыс. м3».
Южная Корея. Два производителя из РФ — ГК «Свеза» и «Сегежа Групп» — активно продают сюда премиальную фанеру, в 2024 г. отгрузки выросли на 66%. Но страна не покупает ламинированную фанеру из России.
Бывшие республики СССР (Беларусь, Армения, Грузия, Азербайджан, Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан, Туркменистан). Совокупно обеспечивают сбыт более 450 тыс. м3 российской фанеры.
И тем не менее этих объемов недостаточно, чтобы поднять среднюю загрузку российских фанерных предприятий с текущих 65-68% до 80%, — подытожила Юлия Ермакова.
По словам представителя «Плитвуд», до 2022 г. фанерные производители РФ до 70% продукции отправляли на экспорт.
Сейчас ситуация кардинально поменялась: у нас, например, на экспорт идет 25%, остальное — внутренний рынок, — привела пример Юлия Ермакова.
Кроме того, просело строительство жилья на 15%, а по итогам 2025 г. основные смежные отрасли также упадут — производство мебели на 6%, транспорта — на 50%. Так что больших планов по развитию внутреннего рынка в ближайшие месяцы производители не строят.
О том, что на рынке фанеры начались проблемы, DK.RU рассказывал совсем недавно. Так, работники фанерного завода, входящего в ГК «Свеза» в Тюмени, сообщили о том, что производство будет законсервировано, 323 сотрудника — сокращены. Информацию об увольнении людей подтвердили в региональном правительстве, в Группе «Свеза» от комментариев воздержались.
При этом все последние годы «Свеза» серьезно вкладывалась в тюменский завод, в частности, в 2023 г. 82 млн руб. было потрачено на модернизацию системы вентиляции. А в начале этого года компания закупила роботы-манипуляторы на 400 млн руб., тогда заявлялось, что они помогут решить проблему нехватки высококвалифицированных сотрудников.
Добавим, что лесопереработка — одна из наиболее пострадавших в результате 24 февраля 2022 г. отраслей экономики РФ. Компании, занятые в этом секторе, понесли огромные экспортные потери из-за санкций.
Ранее на DK.RU: Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция