Меню

Банк ВТБ планирует продать свою долю в аэропорту Санкт-Петербурга

Автор фото: Валерия Зык. Иллюстрация: DK.RU

ВТБ ищет покупателя на принадлежащие ему 25,01% в «Воздушных воротах Северной столицы» (ВВСС) — операторской компании аэропорта Пулково. Стоимость пакета может составлять 35-45 млрд руб.

Как сообщил глава ВТБ Андрей Костин в кулуарах Восточного экономического форума (ВЭФ), банк планирует продать долю 25,01% в «Воздушных воротах Северной столицы» (ВВСС), пишет «Интерфакс».

ВВСС является операторской компанией аэропорта Пулково в Санкт-Петербурге. В 2024 г. воздушная гавань северной столицы обслужила 20,9 млн пассажиров, став вторым крупнейшим по пассажиропотоку аэропортом России. Пулково является базовым аэропортом авиакомпании «Россия» (входит в ГК «Аэрофлот»).

ВТБ получил долю в размере 57,5% ВВСС в апреле 2010 г., немецкая Fraport AG — 35,5%, 7% — греческая Copelouzos Group. В модернизацию аэропорта с 2010 по 2014 гг. совладельцы инвестировали €1,2 млрд.

В настоящее время ВТБ принадлежит доля в 16,79% капитала новой управляющей компании ООО «Холдинг ВВСС» (создано в 2023 г., получило 100% долей ВВСС по указу президента России) через дочернее ООО «Холдинг ВТБ Капитал Ай Би» и 8,22% через ООО «ВТБ Инфраструктурный холдинг». 25% Пулково владеет оманская Orbit Aviation, 24,99% — катарская F3 Holding LLC.

По словам Андрея Костина, банк делал предложения потенциальным покупателям, но договориться пока не удалось.

Мы в принципе собираемся (продавать — прим. редакции), мы предлагали даже, но предложений, чтобы за наличные и по хорошей цене (купить — прим. редакции), пока нет. Мы опросили всех, кто потенциально может, но пока предложения такие — у кого-то сейчас денег нет, кто-то говорит «давайте объединимся в общую корпорацию», но нам быть совладельцем на 5% еще в пяти аэропортах неинтересно. Может быть, те, кто сейчас не купит Домодедово, купит Пулково. Мы не торопимся, — сказал Алексей Костин.

Как ранее рассказывал DK.RU, 20 июня текущего года Арбитражный суд Московской области полностью удовлетворил иск Генпрокуратуры России о взыскании в доход государства 100% долей ООО «ДМЕ Холдинг» и еще 32 структур. Основанием для национализации стало то, что владелец аэропорта Домодедово Дмитрий Каменщик и председатель наблюдательного совета Валерий Коган скрыли, что первый — резидент Турции и ОАЭ, второй — Израиля.

Решение суда первой инстанции было приведено к немедленному исполнению, «ДМЕ холдинг» был передан Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество). В сентябре апелляционная жалоба Дмитрия Каменщика была отклонена.

С 20 июня 2025 г. операционные компании воздушной гавани находятся под управлением ООО «Домодедово Эрфилд». Пост гендиректора управляющей компании занял бывший замглавы Минфина и первый замглавы Минэкономразвития Андрей Иванов. По его информации, в настоящее время общий долг Домодедово составляет около 70 млрд руб., холдинг близок к банкротству, только платежи по процентам в текущем году составят 8 млрд руб. 22 августа совет директоров управляющей компании «Домодедово» возглавил руководитель Росавиации Дмитрий Ядров.

На вопрос, не интересуется ли ВТБ аэропортом Домодедово, Андрей Костин ответил: «Домодедово? Нет, нет, ни в коем случае». Отметим, что ВТБ также является крупнейшим совладельцем аэропорта Геленджика с долей 49,5%.

Как предположил независимый промышленный эксперт Максим Худалов, стоимость доли ВТБ в аэропорту Пулково может составить от 35 млрд до 45 млрд руб., а интерес к сделке может проявиться после завершения российско-украинского конфликта и прекращения атак беспилотников.

По данным «СПАРК-Интерфакс», чистая прибыль компании «Воздушные ворота Северной столицы» в 2024 г. составила 9,73 млрд руб. по РСБУ (рост в 1,8 раза), выручка достигла 27,3 млрд руб. (+18,5%).

Читайте также на DK.RU:

>>> Пассажиры заплатят: Минтранс устанавливает сбор в 150 руб. в фонд реконструкции аэродромов

>>> Для авиадебоширов в России предлагают ужесточить наказание