«Хороший симфонический оркестр — показатель культуры и финансовой состоятельности региона»
Как отмечает колумнист DK.RU Алла Петрова-Лемачко, этот тезис вызывает удивление у управленцев, особенно во властных структурах. В новом материале — продолжение разговора о феномене оркестра.
DK.RU продолжает серию материалов о классической музыке. В новой колонке руководитель департамента развития и внешних коммуникаций Свердловской филармонии, исполнительный директор Благотворительного фонда поддержки Уральского академического филармонического оркестра, кандидат социологических наук Алла Петрова-Лемачко рассказывает, как дирижерам удается выстраивать звуковую архитектуру, работая в режиме многозадачности, и почему наличие сильного симфонического оркестра может быть мощным индикатором зрелости общества.
Алла Петрова-Лемачко:
«Оркестр — это чудо,
А чуда не запретишь!
Да здравствует амплитуда —
То падаешь, то летишь!»
В самом начале маленькое уточнение (разве могу без уточнений?), которое считаю нужным сделать. Недавно, прочитав мои колонки, очень давний партнер, почти друг, после приятных для меня слов и удивления, что я еще и пишу хорошо, спросил: не прибегаю ли я к помощи ИИ?
Дорогие друзья! Как говорится в таких случаях, ответственно заявляю: при написании данных эссе ни один чат ИИ не напрягся, не перегрелся и не навязал мне свое мнение — просто потому, что не был допущен к процессу!
Персона я старорежимная, особенно когда нужно обозначить собственный взгляд и свои эмоции. Сама, сама, сама.
А четверостишьем, которое поставила эпиграфом, Дмитрий Филатов, главный дирижер Уральского молодежного симфонического оркестра, ответил на мой вопрос: «Что для вас симфонический оркестр?». Эмоциональное и емкое четверостишие.
Мы уже догадались, что дирижеры — небожители. Для них симфонический оркестр — больше, чем профессия. Больше, чем работа. Это смысл, служение, миссия, сочетающиеся с высочайшим профессионализмом. Глубоким знанием музыки. Умением читать партитуры, которые очень часто представляют собой смысловые конструкции, не уступающие по сложности восприятия и расшифровки древним манускриптам или сложным математическим исследованиям (10 лет назад везла я из Германии докторскую диссертацию по астрофизике своей дочери: открыла, потряслась, закрыла).
Партитура лежит перед дирижером на дирижерском пульте. Перед ним — музыканты, сидящие на сцене по определенной схеме
В нашем Уральском филармоническом оркестре это 30 скрипачей, по 12 человек — альтисты и виолончелисты, до восьми контрабасов, более 30 исполнителей на духовых инструментах (флейты, трубы, гобои, кларнеты, фаготы, валторны, тромбоны, туба). А еще ударники. Существуют анекдоты про оптимизацию деятельности оркестрантов, когда под сокращение, в первую очередь, попадают ударники — уж слишком незначительным по времени кажется их участие в общем оркестровом процессе. Не понимают проверяющие: кто-то же должен будить слушателя! 😊).
На каждую группу инструментов — отдельная строчка в партитуре. Как успевать одновременно смотреть в ноты, руководить музыкантами и выстраивать звуковую архитектуру? Если архитектура — это музыка, застывшая в камне, то музыка — это ожившая в звуковой динамике архитектура? Вдруг подумалось: не является ли процесс дирижирования неким контролируемым творческим трансом?
Одновременно с этим, возвращаясь к понятию миссии: а ведь любой управленец по сути своей миссионер! Разве, выстраивая свое дело, он опирается только на прагматические задачи? Разве не движим он внутренними целями общечеловеческого масштаба? Желанием наполнить мир добром? Простите за наивность, но хочу верить именно в это. Потому что и музыка — про это. Про добро.
Свой творческий транс дирижеры вряд ли подтвердят. Но они просто не видят себя со стороны в процессе дирижирования — отстраненный и обращенный будто в другие миры взгляд… В жизни дирижеры дают ясные и четкие ответы на вопрос, что такое симфонический оркестр в их понимании.
Дмитрий Лисс, главный дирижер Уральского академического филармонического оркестра:
— Симфонический оркестр сегодня — это самый сложный музыкальный организм, продолжающий развиваться, принимающий или отторгающий новые инструменты, требующие от музыкантов нового уровня мастерства и навыков исполнения. Для меня симфонический оркестр — это моя жизнь, безумно сложный и безумно интересный путь.
Алексей Рубин, главный дирижер Челябинского симфонического оркестра:
— Мой оркестр — семья! Это одержимость одними идеями и смыслами! Очень важно, когда музыканты чувствует искренность, доверие и любовь со стороны своего главного дирижера.
Оркестр — как океан: много обитателей, много течений, но это одно целое. Единственное отличие, что океаном нельзя управлять. А к оркестру можно подобрать ключи. И абсолютно со всеми работают музыкальные ключи. На любом уровне люди хотят заниматься не сухой муштрой, а музыкальными смыслами.
***
А знаете, что вызывает удивление у управленцев, особенно во властных структурах? То, что хороший симфонический оркестр является мощным показателем экономической состоятельности территории. Не меньше, чем любая первоклассная спортивная команда.
Потому что оркестр — весьма дорогая «игрушка», да простится мне в данном контексте это слово, в котором нет никакой уничижительности. Не может музыкант, потративший на свое специальное образование не меньше пятнадцати лет, достигший высокого профессионального уровня, получать зарплату ниже, чем менеджеры высокого уровня в бизнесе! Не могут музыканты одного из лучших оркестров страны играть на инструментах плохого качества: звук не тот, возможности передачи музыкальных нюансов не те!
Неподготовленное ухо услышит разницу в звучании группы высококачественных инструментов и инструментов среднего качества. В ряде лучших оркестров мира музыканты-струнники даже к конкурсам на вакантные места не допускаются, если их инструменты не того уровня (то есть, стоят меньше 50-70 тыс. евро или долларов). Молча умножаем на количество музыкантов в оркестре…
А репутационный фактор территории? Помимо показателей чисто экономического характера, наличие хорошего симфонического оркестра прямо указывает на высокий уровень развития культуры в регионе, на понимание важности поддержки и развития сферы классического музыкального искусства со стороны руководителя региона.
Приходит сравнение. Есть мнение, что звучание колоколов благотворно влияет на духовную составляющую общества, как будто очищает пространство своими звуковыми волнами, колебаниями. Каждый невольно замирает душой при звуках колоколов. Вне зависимости от уровня религиозности и веры.
Я уверена, что и симфонический оркестр, равно как и колокольный звон, способствует (незримым, но ощутимым образом) формированию самых высоких душевных состояний.
Недавний пример. 9 октября в рамках Симфонического Форума состоялся концерт Заслуженного коллектива России Симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии России. Я его анонсировала.
Это был концерт–событие.
Это был концерт–потрясение.
Даже для моего «наслушанного» уха и переполненной музыкой души. Такого качества звука и такого наполнения этим звуком пространства нашего зала, «намоленного» миллионами слушателей, я еще не слышала.
Для всех в зале концерт был откровением. Даже для нескольких десятков старшеклассников, пришедших в филармонию в рамках специальной просветительской программы. Практически все они были у нас первый раз — я перекинулась с ними несколькими словами перед началом, напутствуя зарядиться терпением и объяснив, что им посчастливится услышать музыкантов мирового уровня. Сидели тихо, как зайки под кустиком. Даже в телефоны почти не смотрели. И такими же тихими, присмиревшими, несмотря на свою тинейджерскую энергию, выходили из зала. В отличие от наших постоянных слушателей, которые выходили с бурными восторгами и со слезами на глазах… Как-то так.
Конечно, многим, никогда не испытавшим такие эмоции от музыки, вряд ли имеет смысл рассказывать про них на словах. Нужно просто начинать слушать.
***
В заключение, по принципу Шехерезады, обещаю продолжение.
И это будет тема ценных музыкальных инструментов. На которых не только можно и нужно играть. Но в которые можно (и нужно!) вкладывать деньги — и отдавать хорошим музыкантам на них играть, если сам не умеешь!
В преддверии следующего материала, как и обещала, приглашаю на «живую» встречу с одним из самых лучших скрипичных экспертов России —Георгием Левиновым. Встречу назвали «Феррари или Страдивари?». В рамках встречи мы узнаем, чем Гварнери лучше Страдивари (или наоборот), посмотрим на уникальные инструменты и даже немного их послушаем, порасспрашиваем одного из самых сведущих в этой области специалиста.
29 октября в 19:00, зал «Библиотека» ресторана «Карбонара». Участие в мероприятии возможно только по предварительной регистрации по адресу alla.lemachko@gmail.com с пометкой «регистрация на встречу»
Справка DK.RU
Ранее на DK.RU:
>>> Сила гармонии: чему бизнес может научиться у симфонического оркестра
>>> Почему без классической музыки жизнь человека теряет в ощущениях?