Директор «Летово»: «Школа должна пробуждать интерес, а не просто давать готовые ответы»
Михаил Мокринский — о создании среды, где человек обретает критическое мышление, эмоциональный интеллект и внутреннюю опору, чтобы преобразовывать мир.
В эпоху, когда технологии меняются быстрее, чем успевают адаптироваться к ним образовательные системы, все острее встает проблема: как и — главное — чему учить подрастающее поколение. Важный вопрос: должна ли школа брать на себя ответственность за то, чтобы ребенок не просто получил знания, а стал целостной самостоятельной личностью, способной к принятию решений и трансформации мира вокруг себя?
Об этом рассуждает Михаил Мокринский, директор школы «Летово», руководитель, для которого образование — не набор методических стандартов, а живой процесс созидания будущего.
Возглавляемая им школа-пансион «Летово» демонстрирует выдающиеся достижения, входя в топ специализированных школ Москвы по результатам ЕГЭ, всероссийских и международных олимпиад, поступления выпускников в ведущие вузы. Здесь учатся способные и мотивированные дети из всех регионов России — программа стипендиальной поддержки делает обучение возможным для ребенка из любой семьи с любым уровнем дохода, а уникальная образовательная модель «Летово» помогает раскрыть и развить потенциал каждого поступившего в школу ученика.
Михаил Геннадьевич, в чем заключается задача педагогов в подготовке детей к будущему — с учетом того, что это будущее им предстоит создавать самим?
— Надо выстроить образовательный процесс так, чтобы как минимум не стать преградой на пути ребенка к завтрашнему дню. А как максимум — по‑настоящему подготовить его к созиданию такого будущего, которое нам, взрослым, пока не под силу представить. Ведь жить в нем будут они, а не мы.
Суть задачи в том, чтобы ребенок, покидая школу, унес с собой не только багаж знаний, культурное наследие и уважение к традициям, но и умение с этим багажом двигаться вперед — бережно сохраняя ценное и смело его переосмысливая.
В этом и заключается наш подход: мы даем опору, а дети находят свой путь. Мы передаем лучшее из прошлого, а они создают из этого новое.
В чем уникальность школы «Летово» в плане ее образовательного подхода?
— Как нам кажется, в школе «Летово» мы нащупали то, что остается вызовом для систем образования во всем мире.
По нашему мнению, развивать необходимо не только когнитивные, но и социально‑личностные качества и способности ребенка. Создавать для него такие жизненные ситуации, где развитие — это не решение задачи, а ответ на вопросы, как лучше себя реализовать.
Такие навыки появляются, если ребенок учится договариваться и выстраивать связи. Не из страха и неуверенности — а из четкого «мне, нам нужно, значит я найду способ». Такую среду нельзя получить случайно — ее надо специально создавать, и мы этим занимаемся.
Как строится образовательный процесс в школе «Летово»?
— Подход базируется на двух принципиальных идеях, которые вместе меняют привычную школьную реальность.
Первая идея — гибкая академическая система. Ученик не привязан к жесткому расписанию и фиксированному классу. Он становится автором своего образовательного маршрута: самостоятельно определяет, насколько глубоко хочет погрузиться в предмет, расставляет приоритеты в обучении и регулирует нагрузку по разным дисциплинам. Для любого запроса всегда найдется подходящая группа.
Вторая идея — расширенный взгляд на талант. Мы сознательно выходим за рамки традиционных критериев одаренности, измеряемых оценками и олимпиадами. Наша задача — увидеть то, что обычно остается незамеченным: способность ребенка справляться с реальными вызовами мира. Его способность увидеть закономерности там, где другие видят беспорядок, отсеивать информационный шум, выделяя суть.
В нашей модели образование перестает быть базой знаний. Оно превращается в мастерскую личности, где ребенок не просто готовится к жизни, а уже живет — пробует, ошибается, ищет и находит собственный путь.
Как должен измениться подход педагога к своей работе, чтобы соответствовать требованиям будущего?
— Традиционно сила учителя измерялась двумя критериями: глубоким знанием предмета и мастерством методиста. Это фундамент, который остается незыблемым. Но только этого сегодня уже недостаточно.
От учителя требуется стать проводником в мир множественных мнений. Для ученика это подготовка к реальной жизни, где нет единственного правильного ответа.
Настоящее взросление заключается не в решении стандартных задач, а в развитии ключевых жизненных умений: быть услышанным, находить союзников и вести их за собой. Эти навыки формируются через проектную работу, где ценятся разные роли — от организатора до аналитика и коммуникатора. А роль учителя в этой системе состоит в том, чтобы создать условия, в которых ребенок получает опыт преодоления сложностей и при этом чувствует себя в безопасности, когда пробует и ошибается.
С какими запросами к вам приходят родители?
— Сегодняшние родители — особенные. Многие вложили в детей немало сил и хотят для них большего, чем «стандартный» результат. Они задают вопросы, сомневаются, ищут ответы — и это ценно. Но надо понимать: они не педагоги. Наша задача — не превратить их в педагогов, а грамотно использовать их вовлеченность.
Вместе нам важно, например, вовремя заметить смену интересов ученика. Вчера он думал идти в инженеры, а сегодня загорелся театром. Нужно оценить, есть ли у ребенка время на пробу сил, хватит ли ему ресурсов, чтобы успеть подготовиться к новому пути. Мы даем ребенку право на пробы и ошибки до момента выбора вуза. Поэтому в 7-9 классах мы создаем пространство для экспериментов и фиксируем, что приносит радость, а что — разочарование. К 10 классу это дает четкую картину: ребенок понимает свои сильные стороны, при этом родители видят его реальные возможности. Вместе мы фокусируемся на подготовке к поступлению — без панических метаний.
Какие достижения вашей школы вы считаете наиболее значимыми?
— Мы гордимся успехами наших учеников на олимпиадах по 20 предметам, но не считаем их самоцелью.
Для кого-то олимпиада — начало профессионального пути, для другого — лишь яркая вершина перед новым маршрутом. Олимпиады важны не сами по себе, а как точка роста: они дают ребенку два бесценных опыта — осознание «Я способен на это!» и встречу с единомышленниками, вместе с которыми можно идти дальше.
Однако это лишь часть нашей работы. Главное — создавать пространство постоянной перезагрузки, в котором ребенок осознает про себя: «Оказывается, я могу больше, чем думал».
Как вы пришли в образование? Какие ключевые моменты определили ваш выбор?
— Я работал в Институте стран Азии и Африки МГУ и получил задание — найти базовые школы для подготовки абитуриентов. Чисто управленческая задача: подобрать партнеров, наладить взаимодействие. С увлечением погрузившись в процесс, нашел единомышленников в школах, выстроил сотрудничество. Потом меня попросили возглавить процесс на переходном этапе. Я думал — на пару месяцев. Оказалось — на десятилетия.
Так появилась школа, за которую я стал отвечать. И вместе с ней пришло особое ощущение жизни в потоке, когда каждое решение должно учитывать интересы ученика, учителя, коллектива.
Мы радуемся посевам, всходам, но успеем увидеть лишь самые первые плоды. Наши ученики построят Будущее, но свое, они будут чувствовать и понимать его иначе. Мы лишь намечаем контуры их «башни», но не знаем, как именно она будет возведена. Я верю: они возьмут нужное и лучшее, а сделают свое — с учетом вызовов времени и собственных ценностей. Наша задача — дать им инструменты, опыт и смелость не бояться ошибок, строя свое будущее.
Читайте также на DK.RU:
>>> Экономике РФ необходимы 1,7 млн новых работников ежегодно. Где их брать?
>>> Минпросвещения определилось с датой перехода вузов на новую модель высшего образования