Крупные лизинговые компании создадут хабы по продаже изъятых машин с хорошими скидками
В РФ скопилось около 50 тыс. машин, изъятых у нарушителей договоров лизинга. Хранить их невыгодно, лучше быстро продать с дисконтом. Таким образом, лизингодатели вступают в конкуренцию с дилерами.
В начале 2026 г. лизинговые компании Москвы, Санкт-Петербурга и других мегаполисов начнут распродажу изъятой техники в специально созданных хабах, узнали «Известия».
На складах лизингодателей скопился большой запас изъятой техники, хранить которую нерентабельно из-за высоких арендных ставок, а продавать через дилерские центры неинтересно из-за их наценок. Это подтолкнуло компании к созданию сети торговых площадок (хабов) для реализации лизинговых машин. Источник на рынке рассказал изданию, что будет создано около десятка таких хабов. Компании надеются, что собственные «автосалоны» как минимум в два раза увеличат прежние продажи.
Продаваться на площадках будут и грузовые, и легковые автомобили. При этом на долю первых приходится порядка 44%, еще 21% занимают прицепы, 14% — спецтехника, сообщили в «Газпромбанк Автолизинг». Легковые машины и коммерческие фургоны в общем стоке составляют 21%. Всего в парках лизинговых компаний скопилось около 50 тыс. единиц техники.
Предполагается, что скидки на лизинговую технику составят 17–22% от рынка, а в некоторых случаях и больше, до 40%.
Важным преимуществом является полная юридическая чистота таких сделок: лизинговая компания как первоначальный владелец гарантирует прозрачность документооборота и отсутствие скрытых обременений, — отметил заместитель гендиректора «ВТБ Лизинг» Александр Ганчев.
Влияние лизинговых компаний наиболее ощутимо в сегменте продаж грузовых машин и спецтехники, отмечает директор департамента автомобилей с пробегом ГК «Автодом» и ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Гришаков. А вот легковые автомобили с пробегом менее популярны. Это объясняется тем, что чаще всего в лизинговых парках оказываются автомобили, интенсивно использовавшиеся в такси, и для автовладельцев это серьезный стоп-фактор.
Авторынок сейчас находится в фазе перестройки. Продажи новых автомобилей за 11 месяцев упали на 17,8%, зато вторичка показывает рост, пусть и скромный, всего в 2,7%, — отметил владелец сети дилерских центров коммерческого транспорта «Альянс Тракс» Алексей Иванов. — Лизинговые компании по сути становятся крупными игроками именно на этом поле, и это уже новая бизнес-модель.
Как подсчитало рейтинговое агентство «Эксперт РА», объем нового бизнеса в лизинговых компаниях за 9 мес. 2025 г. составил 1,38 трлн руб., что на 47,7% ниже год к году. По итогам года объем нового лизингового бизнеса может снизиться на 45%, до менее 2 трлн руб., рассказывал DK.RU.
В этом году лизинговые компании столкнулись с массовыми расторжениями договоров, в итоге им приходится решать — продавать изъятую технику по сниженной стоимости или ждать, когда цены на имущество восстановятся.
Все хотят продать изъятую технику быстро и много: началась, можно так сказать, гонка скидок. Сегодня рынок изъятой техники является одним из самых высококонкурентных, если не самым высококонкурентным. Зачастую уровень скидок на изъятую технику вызывает недоумение, но, нужно признать, и радость у нового приобретателя. Важно понимать, что большая часть реализованной изъятой техники приносит лизинговым компаниям убыток. Больше ли этот убыток затрат на хранение, страхование и стоимость замороженных денег — ключевой вопрос, — прокомментировал гендиректор Интерлизинга Артем Алешкин.
По оценке директора департамента по развитию бизнеса «Газпромбанк Лизинг» Вячеслава Михайлова, на рынке лизинга изымается более 1200 единиц грузовой техники ежемесячно.
Читайте также на DK.RU: Для удвоения доли на рынке автолизинга Альфа-Банк совершит крупнейшую для себя покупку