Объем нового бизнеса на рынке лизинга к концу года снизится почти на 50%

Главная причина — высокая ключевая ставка ЦБ. Особенно пострадали сегменты, которые раньше держали бизнес на плаву, — грузовиков и стройтехники. А на рынке изъятой техники началась гонка скидок.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подготовило исследование о рынке лизинга за 9 мес. 2025 г. Объем нового бизнеса за этот период составил 1,38 трлн руб., что на 47,7% ниже год к году. Чистые инвестиции в лизинг и активы в операционном лизинге сократились на 11,9% до 5,29 трлн руб.
По итогам года объем нового лизингового бизнеса может снизиться на 45%, до менее 2 трлн руб.
Аналитики считают, что главной причиной падения стали жесткие денежно-кредитные условия ЦБ РФ.
Высокие процентные ставки оказали негативное влияние как на спрос со стороны клиентов, так и на их платежеспособность. Последнее подтолкнуло лизинговые компании снизить риск-аппетит, что с учетом падения инвестиционной активности бизнеса привело к значительному сокращению лизинговых сделок по итогам 9 месяцев, — говорится в исследовании.
Авторы подчеркивают, что если не учитывать сделки с б/у техникой и возвратным лизингом, то объемы нового бизнеса не превысили бы и 1,2 трлн руб.
Средняя сумма сделки впервые за 9 лет снизилась до 13,3 млн руб., тогда как годом ранее она составляла 15,8 млн руб. Представители лизинговых компаний объяснили, что в этом году заключалось больше сделок с легковыми автомобилями — спрос повышался в преддверии вступления закона о локализации такси и роста утилизационного сбора. Раньше большая часть сделок проходила по грузовым автомобилям, поэтому и средняя сумма была выше. Последний сегмент, кстати, показал самую негативную динамику в абсолютном выражении — минус 67%.
Кроме того, сократились объемы нового бизнеса в сегментах ж/д и строительной техники — из-за кризиса в логистике и замедления темпов строительства.
>>> Инвестиции на рынке коммерческой недвижимости в 2025 г. снизились на 35%
В этом году лизинговые компании столкнулись с массовыми расторжениями договоров, в итоге им приходится решать — продавать изъятую технику по сниженной стоимости или ждать, когда цены на имущество восстановятся.
Все хотят продать изъятую технику быстро и много: началась, можно так сказать, гонка скидок. Сегодня рынок изъятой техники является одним из самых высококонкурентных, если не самым высококонкурентным. Зачастую уровень скидок на изъятую технику вызывает недоумение, но, нужно признать, и радость у нового приобретателя. Важно понимать, что большая часть реализованной изъятой техники приносит лизинговым компаниям убыток. Больше ли этот убыток затрат на хранение, страхование и стоимость замороженных денег — ключевой вопрос, — прокомментировал гендиректор Интерлизинга Артем Алешкин.
По оценке директора департамента по развитию бизнеса «Газпромбанк Лизинг» Вячеслава Михайлова, на рынке лизинга изымается более 1200 единиц грузовой техники ежемесячно. В «СберЛизинге» уточнили, что большая часть — это грузовые автомобили и прицепы к ним (седельные тягачи, самосвалы, прицепы и полуприцепы). Доля вышеуказанных категорий транспорта в 2024 г. составляла 69% от общего изъятия, в 2025 г. — 68%, рассказывал DK.RU.
Игроки рынка надеются на восстановление в 2026 г. и даже некоторый рост лизинговых сделок. В базовом сценарии «Эксперт РА» рост составит 15-20%, а объем нового бизнеса слегка превысит отметку в 2 трлн руб., что соответствует показателям 2021 г.
Читайте также на DK.RU:



