Премиальный авторынок-2025: падение продаж и рост китайского влияния
Потратить полмиллиона на запчасти для «европейца» или приобрести новый китайский автомобиль? Эта дилемма стоит перед многими автовладельцами. «EXEED Автобан» — о ситуации на рынке премиальных авто.
Мнения о текущем состоянии авторынка разнятся, особенно это касается премиального сегмента. Кто-то из состоятельных покупателей продолжает сохранять верность немецкому автопрому, а кто-то смирился и приобрел новый китайский автомобиль, обнаружив кучу приятных опций, которых нет у европейцев.
Что сейчас происходит на рынке дорогих автомобилей, есть ли что предложить дилерам, какова ситуация со складами, DK.RU рассказал руководитель отдела продаж компании «EXEED Автобан» Андрей Виноградов.
С рынком бюджетных автомобилей все понятно — он стремительно падает, а что происходит в премиальном сегменте?
Но есть сегменты более устойчивые, например, премиальные автомобили, представляющие классическую немецкую тройку производителей. Российский потребитель к ним привык и привычек своих старается не менять. Также все довольно стабильно в ультра-люкс, в продаже автомобилей с пробегом и параллельном импорте.
Недавно попался на глаза заголовок, что россияне разочаровались в китайском автопроме и чуть ли не массово избавляются от купленных «китайцев».
— Наверное, не без этого. Действительно, китайский автомобиль не оправдал ожиданий некоторой части потребителей, и они возвращаются к маркам, к которым привыкли. Но все-таки большая часть клиентов удовлетворена тем, что и за какие деньги они покупают.
Не стоит забывать, что в общую статистику проданных китайских автомобилей с пробегом попали и те, чьи владельцы в принципе любую машину меняют раз в год-два. Таких немало. Они продают не потому, что разочаровались, а потому что просто хотят чего-то более нового.
Насколько ситуация осенью изменилась по сравнению с летом?
— По осени рынок стал более стабильным, хотя нынешняя ставка Центробанка сказывается на нем не лучшим образом. Активизировался параллельный импорт из Киргизии, но многие вполне обоснованно опасаются, что у таких автомобилей отсутствует какая-либо долгосрочная гарантия. А вообще сейчас дилеры сталкиваются, скорее, с дефицитом новых машин на складах, нежели с затоваренностью.
Многое зависит от желаний потенциального покупателя. Мы еще хорошо помним эмоции, которые люди испытывали от китайских автомобилей в 2022 г. и даже раньше — в 2020-м. Именно тогда мы начали наблюдать, как китайские производители стали захватывать мировой рынок.
Что скрывать, поначалу были нарекания, но китайцы достаточно быстро учатся, дорабатывают свои автомобили, слышат потребителя, понимают, что ему нужно в моменте. Да, они многое копируют, но, надо отдать им должное, копируют хорошо и умеют оптимально интегрировать чужие разработки в свои автомобили.
Поэтому сейчас мы все чаще слышим от тех, кто раньше ездил на BMW X3 или других «европейцах», что китайские автомобили лучше, что за меньшие деньги они получают более оснащенный автомобиль. Плюс уделяется огромное внимание сервису, чтобы клиент остался доволен.
Правильно ли я вас понял, что китайская экспансия — это не только специфика российского авторынка? Получается, что стремление европейских компаний перевести свои производства в Азию, где не такие высокие стандарты экологической защиты и дешевле рабочая сила, стратегически сыграло против них самих?
— Абсолютно верно. Эта тенденция назревала давно. Если сравнить автомобили, которые делали китайские производители 10−15 лет назад, и современные, прогресс несоизмеримый. В отличие от Европы, где масса разных ограничений, в Китае они комфортно развиваются и постепенно становятся впереди планеты всей. А благодаря невысокой себестоимости китайские производители уже стали самыми мощными игроками на мировом рынке.
Например, автомобили EXEED сейчас доступная и достойная альтернатива немецким — при схожих размерах, уровню оснащения и комфорте, но с более привлекательным соотношением цена/качество. Это особенно заметно на фоне роста цен и ухода европейских автомобильных брендов с рынка России.
Европейские компании не могут так же быстро реагировать на запросы потребителей, они обновляют свой модельный ряд раз в несколько лет, тогда как китайцы — намного чаще, особенно если речь идет про электромобили и гибриды.
Совсем недавно возникало много вопросов с сервисным обслуживанием китайских автомобилей. А что с обслуживанием европейских машин?
— С обслуживанием европейского «премиума», то есть машин в возрасте 3-7 лет, в принципе, глобальных проблем нет. Проблемы возникают разве что по электрической части, потому что «Мерседес», «Ауди», «БМВ», «Фольсксваген», уходя с рынка России, забрали официальное оборудование. Если что-то происходит, нужна замена блока управления или что-то подобное, приходится обращаться в Германию. То есть сроки поставки увеличились. Если раньше можно было за пять дней привезти какую-то запчасть, сейчас это может занимать шесть недель и больше.
Другая проблема в том, что люди, которые привыкли эксплуатировать автомобили премиальных брендов, как правило, довольно часто их меняли. И раньше просто не сталкивались с тем, что, скажем, через пять лет могут возникнуть проблемы со многими дорогостоящими узлами. И вот здесь перед ними действительно встает вопрос: стоит ли сейчас, допустим, вкладывать в семи- восьмилетний автомобиль 500 тыс. руб. или есть смысл добавить денег и приобрести себе новый премиальный китайский автомобиль, который по оснащению будет даже более богатым, чем текущая машина. И тут я снова могу привести в пример машины EXEED, на которые предоставляется гарантия 7-8 лет или 200 000 км, конечно, это повышает доверие покупателей.
Пока что мнения разделились — кто-то продолжает следовать своим традиционным принципам, кто-то предпочитает пробовать новое.
Если посмотреть на ситуацию с точки зрения покупателя, какие есть данный момент программы поддержки?
— Если мы говорим конкретно про премиальный сегмент, здесь, как правило, сами производители субсидируют кредитные программы. Плюс есть традиционные скидки у самих дилеров.
Неблагодарное занятие делать прогнозы в нашем быстроменяющемся мире, но все-таки, каковы перспективы рынка на ближайшие несколько лет?
— Через три года китайский премиум окончательно закрепится на российском рынке. У этих производителей есть дилерские сети и сервисы, они располагают объемами и возможностью формировать конкурентную стоимость. Электрические автомобили станут главным полем конкуренции между производителями. Европейские и японские машины уйдут в статус догоняющих, нишевых.
А вот через пять лет, как бы нереально это ни звучало, Россия, пожалуй, станет одним из самых технологических авторынков. Потому что сейчас у нас активно продвигаются гибридные автомобили, это поднимает уровень потребительского опыта. Благодаря ему Россия станет витриной того, как в будущем будет выглядеть мировой автомобильный рынок.
Читайте также на DK.RU:
>>> «АвтоВАЗ» по итогам 2025 г. продемонстрирует один из худших результатов в своей истории
>>> Продажи легковых автомобилей продолжают падать — в сентябре на 18,7% год к году