Этой профессии не учат в вузах, но вскоре она станет самой востребованной — SRE-инженер
2-3 года назад в России о таких специалистах и не слышали, теперь же за ними охотятся. Кто такой SRE-инженер, сколько он стоит и каким компаниям жизненно необходим — на DK.RU.
Российские маркетплейсы и банки массово ищут профессионалов новой специальности — тех, кто в одиночку заменяет целые отделы техподдержки и гарантирует бесперебойную работу критически важных систем.
Два-три года назад о профессии SRE-инженера (Site Reliability Engineer) в России не слышал практически никто. Сегодня за таких специалистов борются крупнейшие компании страны, при этом такие кандидаты не обладают управленческими навыками.
Даниил Макас, директор дивизиона развития технологий искусственного интеллекта направления Т1 ИИ (входит в ИТ-холдинг Т1), объясняет, почему бизнес готов дорого платить за профессию, которой пока не учат ни в одном российском вузе.
Один за троих
— Представьте типичную ситуацию: у вас перестала работать корпоративная система. Вы пишете в службу поддержки, попадаете на первую линию — молодых сотрудников, которые перенаправляют вашу заявку дальше. Вторая линия пытается разобраться, но не может, и передает вопрос третьей линии — из аналитиков и разработчиков. Пока все эти специалисты договариваются между собой и выясняют приоритеты, проходят часы, а иногда и дни.
SRE-инженер работает по другому принципу. В 99% случаев ему не нужно привлекать другие команды, чтобы исправить ошибку или минимизировать ее последствия. Он сам анализирует инцидент, находит причину и самостоятельно устраняет ее. Главные метрики его деятельности — RTO (время восстановления системы) и RPO (допустимый объем потерянных данных). Иными словами, работа специалиста измеряется тем, насколько быстро он может вернуть программу в рабочее состояние и минимизировать потери.
По сути, SRE заменяет сразу вторую и третью линии поддержки, убирая лишние звенья в цепочке решения проблем. Когда задача концентрируется в руках одного специалиста, коммуникация между разными отделами становится более прозрачной.
Почему SRE — это не разработчик и не администратор
Главная особенность SRE-инженера — он совмещает в себе функции системного администратора, DevOps-специалиста и разработчика, но при этом не закрывает ни одну из этих ролей полностью.
В отличие от разработчика, SRE не создает функционал по запросам бизнеса — его задача поддерживать максимальную доступность уже работающей системы. Он может поправить баги в коде, но не будет писать новые фичи.
В отличие от аналитика, у SRE нет бэклога бизнес-задач — он анализирует только инциденты и проблемы с доступностью.
Системный администратор выполняет регламентные работы и следит за мониторингом. У SRE зона ответственности шире: меньше будничных задач, больше фокуса на том, чтобы система работала круглосуточно и практически никогда не падала. По данным отчета Catchpoint за 2025 г., около 75% времени SRE тратят на стратегические задачи по повышению надежности, а не на рутинные операции.
Какие компании нанимают SRE-инженеров
Сейчас SRE-инженеры наиболее востребованы в компаниях с высоконагруженными системами, от которых напрямую зависит бизнес. Например в маркетплейсах — Wildberries, Ozon, Lamoda, «Яндекс.Маркет» и др. Для них каждая минута простоя или сбоя — это миллионные потери и недовольные клиенты.
Кроме того, SRE активно нанимают финтех-компании и банки. Также в охоту за новыми кадрами включились телеком-операторы и крупные ритейлеры.
Навыки для входа в профессию
Главное требование к SRE — быть «понемногу всеми». Путь в профессию обычно лежит через системное администрирование. Человек начинает с позиции сисадмина, а затем погружается в разработку, архитектуру приложений и автоматизацию — в то, чем занимаются DevOps-инженеры. За счет такого горизонтального развития он и становится SRE.
Среди хард-скиллов критически важны: глубокое знание инфраструктуры, навыки автоматизации IaC, понимание архитектуры приложений и основы программирования. Отдельный плюс — опыт работы с высоконагруженными системами.
Софт-скиллы не менее значимы. SRE должен быстро анализировать информацию и принимать решения в условиях ограниченного времени. В отличие от многих других технических специалистов, он несет прямую ответственность за результат — ведь каждая минута простоя системы непосредственно влияет на бизнес.
Еще один важный навык — умение решать задачи без внешнего контроля. SRE сам выстраивает приоритеты и сам решает, что делать в критической ситуации. Микроменеджмент здесь не работает: когда система лежит, некогда ждать согласований.
Будущее и перспективы
Сейчас SRE-инженеры находятся на острие рынка, топовые специалисты, не переходя на управленческие позиции, выходят на уровень зарплат выше среднего. Например: средняя зарплата программного инженера в России в 2025 г. — около 250 тыс. руб.
Десять лет назад DevOps-инженеры были нужны только компаниям-визионерам, а сегодня это мейнстрим. По прогнозам экспертов, SRE должен повторить эту траекторию — из нишевой роли в технологических компаниях он превратится в массовую профессию. На данный момент не все организации перестроили процессы под такой подход, однако спрос будет только расти.
Цифры это подтверждают. По прогнозам аналитиков, глобальный рынок SRE достигнет $5,53 млрд к 2033 г. Ожидаемый рост — 18,5% ежегодно с 2026 по 2033 гг. При этом в отчете Catchpoint за 2025 г. отмечается интересная тенденция: 53% организаций признают, что медленная работа системы так же вредна для бизнеса, как и полный простой. Это делает SRE-инженеров еще более востребованными.
На данный момент российские вузы не готовят SRE-инженеров — разработчиком из института выйти можно, а SRE пока нельзя. Несмотря на наличие специализированных онлайн-курсов, сейчас основной путь в профессию — это саморазвитие и опыт работы в смежных областях. Компании часто сами выращивают таких специалистов из системных администраторов и DevOps-инженеров, понимая, что инвестиции в одного SRE окупаются быстрее, чем содержание целых отделов техподдержки.
Читайте также на DK.RU:
>>> «Уклонистов» от установки отечественного ПО будут штрафовать
>>> Топ-5 техногигантов России захватили 95% рынка от монетизации ИИ в 2024 г.