Меню

Налог на прибыль: Вопросы и ответы - 13.04.2000

 Организация не воспользовалась льготой по налогу на прибыль за предыдущий год (1998 г.), хотя все основания для получения льготы она имела. Может ли предприятие воспользоваться этой льготой, предс

 Организация не воспользовалась льготой по налогу на прибыль за предыдущий год (1998 г.), хотя все основания для получения льготы она имела. Может ли предприятие воспользоваться этой льготой, представив уточненный расчет по налогу на прибыль за 1998 год в текущем периоде?
В соответствии с п.2 ст.56 ч.1 Налогового кодекса РФ (с учетом изменений и дополнений), налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Факт неиспользования налогоплательщиком налоговой льготы за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде.
Налогоплательщик может считаться отказавшимся от использования льготы либо приостановившим ее использование только в том случае, когда им подано в налоговый орган соответствующее заявление.
 Таким образом, налогоплательщик вправе в связи с открывшимися новыми обстоятельствами заявить льготу по прошедшему периоду при представлении бухгалтерской отчетности и уточненных расчетов по налогу на  прибыль в текущем налоговом периоде.

 Каков порядок налогообложения доходов по операциям с облигациями внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ)?
Организации (предприятия)-владельцы облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа (далее — ОВВЗ), получившие их на основании Указа Президента РФ от 07.12.92 г. № 1565 «О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего СССР» в результате переоформления внутреннего валютного долга бывшего СССР перед юридическими лицами путем выпуска государственных облигаций в иностранной валюте, определяют налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в соответствии с п.15 ст.2 Закона РФ от 27.12.91 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (с учетом изменений и дополнений).
Пункт 15 введен Федеральным законом от 03.03.99 № 45-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций»; ст.2 Закона установлено, что действие п.15 распространяется на правоотношения, возникшие с 01.07.92 г. При этом фактически уплаченные до вступления в силу Федерального закона от 03.03.99 № 45-ФЗ суммы налога возврату и зачету в счет налоговых платежей не подлежат.
Так, согласно п.15 Закона, при исчислении налогооблагаемой базы для исчисления налога предприятие или организация, являющиеся первичными владельцами облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа, при реализации (погашении или прочем выбытии) ОВВЗ уменьшают валовую прибыль на всю сумму положительных курсовых разниц, образовавшихся в результате изменения курса рубля по отношению к котируемым Центральным банком РФ иностранным валютам, возникших с момента поступления иностранной валюты на счет предприятия или организации и до момента принятия ОВВЗ на баланс предприятия или организации, а также на сумму убытков, образовавшихся при списании ОВВЗ с баланса предприятия или организации по цене ниже балансовой, но в пределах рыночной цены. Данное положение не распространяется на убыток, образовавшийся в результате реализации (выбытия) ОВВЗ по цене ниже пределов рыночной цены: для целей налогообложения образовавшийся убыток, в виде разницы между фактической ценой реализации (выбытия) и нижней установленной предельной границей рыночной цены, — не уменьшает налогооблагаемую прибыль.
В случае приобретения (получения) ОВВЗ иным способом — организация (предприятие) в целях налогообложения определяет налогооблагаемую прибыль в соответствии с п. 4 ст.2 Закона РФ от 27.12.91 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (с учетом изменений и дополнений).
Согласно указанному пункту Закона, прибыль (убытки) от реализации ценных бумаг, фьючерсных и опционных контрактов определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения с учетом оплаты услуг по их приобретению и реализации.
По акциям и облигациям, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг (на фондовой бирже), по которым рыночная цена, а также предельная граница колебаний рыночной цены, устанавливаются в соответствии с правилами, устанавливаемыми федеральным органом, осуществляющим регулирование рынка ценных бумаг, убытки от их реализации (выбытия) по цене не ниже установленной предельной границы колебаний рыночной цены могут быть отнесены на уменьшение доходов от реализации (выбытия) соответствующей категории ценных бумаг.
В случае превышения убытка от реализации по цене не ниже установленной предельной границы колебаний рыночной цены над доходом от реализации (выбытия) соответствующей категории ценных бумаг, а также в случае получения убытка, образовавшегося в результате реализации (выбытия) ОВВЗ по цене ниже пределов рыночной цены, а именно полученного в виде разницы между фактической ценой реализации (выбытия) и нижней установленной предельной границей рыночной цены, — для целей налогообложения образовавшийся убыток в том и другом случае не уменьшает налогооблагаемую прибыль.
Регулирование правил обращения ценных бумаг осуществляется в соответствии с нормами, разработанными и утвержденными федеральными законами, указами Президента России, а также нормативными актами Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
В качестве рыночной цены принимается средняя цена купли-продажи облигаций определенного транша (выпуска), рассчитанная по данным котировок фондовой биржи на день совершения сделки.
Кроме того, при реализации, погашении или ином выбытии облигаций с баланса разница, образовавшаяся в связи с изменением курса рубля по отношению к котируемым Центральным банком РФ иностранным валютам, исчисленная как разница между номинальной стоимостью ОВВЗ по курсу, начиная с момента постановки облигаций на баланс, подлежит налогообложению, в том порядке, который был установлен Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» на этот период для всех без исключения предприятий и организаций.
 Так, в соответствии с Федеральным законом РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 03.12.94 г. № 54-ФЗ, в целях налогообложения валовая прибыль уменьшается на суммы положительных курсовых разниц (увеличивается на суммы отрицательных курсовых разниц). Таким образом, курсовая разница, возникшая в период с 05.12.94 г. по 20.01.97 г., в связи с установленным Федеральным законом от 03.12.94 г. № 54-ФЗ порядком учета курсовых разниц для целей налогообложения, не учитывается при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Начиная с 21.01.97 г., со дня введения в действие Федерального закона от 10.01.97 г. № 13-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций», корректирование валовой прибыли в целях налогообложения на суммы положительных и отрицательных курсовых разниц, образовавшиеся в результате изменения курса рубля по отношению к котируемым Центральным банком РФ иностранным валютам по валютным счетам и операциям в иностранных валютах, не производится.
В соответствии с Федеральным законом от 03.03.99 г. № 45-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» при определении налогооблагаемой базы для исчисления налога по фактической прибыли за 1998 год курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте, образовавшиеся за период с 01.08.98 г. по 31.12.98 г., независимо от применяемой учетной политики отражения этих курсовых разниц на счетах бухгалтерского учета учитываются в следующем порядке:
— в случае, если у предприятий и организаций, включая кредитные организации, при сопоставлении суммы положительных курсовых разниц и суммы отрицательных курсовых разниц возникает превышение суммы положительных курсовых разниц над суммой отрицательных курсовых разниц, налогооблагаемая база для исчисления налога уменьшается на сумму указанного превышения;
— в случае, если у предприятий и организаций, включая кредитные организации, при сопоставлении суммы положительных курсовых разниц и суммы отрицательных курсовых разниц возникает превышение суммы отрицательных курсовых разниц над суммой положительных курсовых разниц, налогооблагаемая база для исчисления налога определяется в общем порядке без дополнительной корректировки, а указанное превышение признается убытком по курсовым разницам.
Пунктом 5 ст.6 Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (с учетом дополнений и изменений) предусмотрено, что у предприятий и организаций, получивших в предыдущем году убыток (по данным годового бухгалтерского отчета (за исключением убытков, полученных по операциям с ценными бумагами)), освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие, в течение последующих пяти лет (при условии полного использования на эти цели средств резервного и других аналогичных по назначению фондов предприятия, создание которых предусмотрено законодательством РФ).
При определении размера указанной льготы в налоговом расчете принимаются понесенные организацией убытки от реализации продукции (работ, услуг), а за 1998 г. принимается также убыток по курсовым разницам, предусмотренный п.14 ст.2 вышеуказанного Закона.

 Увеличивается ли облагаемая база налога на прибыль на сумму убытков, полученных от обязательной продажи валюты?
Согласно ст.5 Федерального закона от 31.07.98 № 147-ФЗ «О введении в действие ч.1 Налогового кодекса РФ» (в ред. Федерального закона от 09.07.99 № 155-ФЗ), до введения в действие ч.2 Кодекса в п.5 ст.3, пп.1 и 2 ст.9, ч.1 ст.19, пп.1 и 2 ст.24, ст.25, п.1 ст.38, ст.39, абз.3, п.2 ст.45, ст.53, п.2 ст.56, п.3 ст.57, пп.1 и 2 ст.58 ссылки на положения Кодекса приравниваются к ссылкам на Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» и отдельные законы о налогах, устанавливающие порядок уплаты конкретных налогов.
При исчислении налога на прибыль следует руководствоваться нормами Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (с учетом дополнений и изменений).
В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст.130), денежные средства, выраженные как в валюте РФ, так и в иностранной валюте, отнесены к движимому имуществу.
Исходя из этого, операции по конвертации иностранной валюты в рубли и наоборот следует рассматривать как операции по реализации движимого имущества, выраженного в одной валюте, с одновременной покупкой движимого имущества, выраженного в другой валюте.
Движение денежных средств у предприятий при совершении операции купли-продажи иностранной валюты, в соответствии с требованиями бухгалтерского учета, должно быть отражено через сч.48 «Реализация прочих активов». При этом в дебет названного счета относятся стоимость реализованных денежных средств, а также затраты, связанные с операцией купли-продажи (оплата комиссионных, брокерских и иных аналогичных услуг). По кредиту счета показывается стоимость приобретаемых валютных средств. Сальдо по сч.48 подлежит списанию на сч.80 «Прибыли и убытки». В соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 г. № 552 (с учетом изменений и дополнений), в состав внереализационных расходов не предусмотрено включение убытков, полученных при совершении организациями операций по покупке и продаже валюты по курсу, отличному от курса Центрального банка РФ.
Порядок реализации иного имущества при исчислении налога на прибыль предусмотрен п. 4 ст. 2 Закона о налоге на прибыль. Независимо от порядка отражения в бухгалтерском учете результатов от реализации иного имущества полученный убыток для целей налогообложения не должен уменьшать валовую прибыль.

 Муниципальное автотранспортное предприятие получает ассигнования из бюджета для покрытия убытков, полученных при перевозке на пассажирских автобусах льготных пассажиров по федеральному закону. Предприятие ведет учет полученных ассигнований из бюджета на сч.96 «Целевые финансирования и поступления». Однако, по итогам работы предприятия за 1998 год, поступившая из бюджета сумма ассигнований для покрытия убытков не покрыла убытки, образовавшиеся по дебету сч.96 «Целевые финансирования и поступления» от услуг по автоперевозкам предприятием льготных пассажиров. Вправе ли автотранспортное предприятие сумму непокрытых бюджетом убытков по данным услугам (дебетовый остаток по сч.96 «Целевые финансирования и поступления») списать в дебет сч.80 «Прибыли и убытки»?
Порядок учета при исчислении налога на прибыль ассигнований из бюджета, полученных предприятием и предназначенных для мероприятий целевого назначения и покрытия убытков, определен письмом Госналогслужбы РФ от 11.05.93 г. № ВГ-6-01/173 и Минфином РФ № 04-02-04 «О порядке учета при налогообложении средств, полученных из бюджета».
Ассигнования из бюджета, полученные для покрытия убытков, относятся на увеличение финансовых результатов деятельности предприятия (сч.80 «Прибыли и убытки») в корреспонденции с дебетом сч.96 «Целевые финансирование и поступления».
По результатам работы за год при наличии превышения доходов над расходами, с учетом выделенных ассигнований из бюджета на покрытие убытков по отдельным операциям, видам деятельности предприятия прибыль, образовавшаяся в сумме неиспользованных ассигнований из бюджета (разница между суммами дотаций и полученными убытками по дотируемым операциям), подлежит изъятию в бюджет; оставшаяся часть прибыли подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
Уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму недополученных дотаций из бюджета на покрытие убытков законодательством и вышеуказанным письмом не предусмотрено.
Таким образом, налогооблагаемая прибыль автотранспортного предприятия не уменьшается на сумму недополученных ассигнований из бюджета на покрытие убытков при осуществлении льготного проезда пассажиров на автобусах.

 Правильно ли поступала бюджетная организация, не перешедшая на новые условия хозяйствования, если ввиду недофинансирования из бюджета относила все коммунальные платежи на фактические расходы по предпринимательской деятельности?
В соответствии с п.10 ст.2 Закона РФ от 27.12.91 г.
№ 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (с изменениями и дополнениями), бюджетные организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с полученной от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.
Порядок исчисления бюджетными учреждениями налогооблагаемой прибыли до 01.10.98 г. был определен письмом МФ РФ и Госналогслужбы РФ от 28.10.92 г. № 100/ВГ-5-01/385 «Об исчислении и уплате в бюджет налога на прибыль бюджетными учреждениями и порядке представления отчетности в налоговые органы» и дополнениями и изменениями к нему от 29.09.93 г. № 108/НП-4-01/1394, в соответствии с которым бюджетные учреждения, не переведенные на новые условия хозяйствования, определяли сумму превышения доходов над расходами аналогично порядку, установленному для исчисления прибыли, которая определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов, и затратами на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
По этим учреждениям ведение доходов и расходов от предпринимательской деятельности велось раздельно от их основной деятельности.
В связи с этим в расходы от предпринимательской деятельности не следовало включать расходы, которые должны финансироваться по смете.
Таким образом, затраты, связанные с оплатой коммунальных услуг, связи, транспортных услуг, распределялись пропорционально размеру средств, поступивших организации из бюджета и от предпринимательской деятельности.
Прибыль бюджетных организаций, остающаяся в их распоряжении после налогообложения, распределялась по их усмотрению, в том числе и на расходы, недофинансированные из бюджета.
Инструкция Государственной налоговой службы РФ от 20.08.98 г. № 48 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы» не вносит изменений в порядок распределения коммунальных расходов по видам деятельности.
Недостаточность и несвоевременность поступления бюджетных средств, предусмотренных бюджетной сметой, не должны служить основанием для освобождения от налогообложения предпринимательской деятельности бюджетных организаций.