Меню

Работа VS соцсети: что HR-ры ищут на страничках кандидатов?

В одной из компания Москвы кандидата не взяли на работу из-за того, что в соцсети «ВКонтакте» у него всего 6 друзей. Как же реально влияют странички в социальных сетях на карьерные возможности?

Сотрудница кадровой службы отказала соискателю в получении работы после просмотра его страницы «ВКонтакте».

«Значит, плохо в коллективе освоится», — заявила сотрудница HR-отдела, сославшись на свое высшее психологическое образование, сообщает «Труд».

Известно, что кандидат имеет высшее техническое образование, опыт работы в аналогичной сфере и даже располагает базой корпоративных клиентов. Рекомендовал мужчину его друг, который работает в компании и посчитал, что знакомый – отличный кандидат для открывшейся вакансии. После собеседования именно этот мужчина спросил у девушки-рекрутера, каковы результаты. Ответ его очень удивил:

«Плохая характеристика после прохождения теста. И еще я его «ВКонтакте» нашла, а у него в друзьях только шесть людей. Значит, плохо в коллективе освоится»,  заявила сотрудница HR-отдела.

Пост о произошедшем появился на популярном сайте Pikabu, он быстро стал вирусным и собрал более 1,6 тысячи комментариев. Кроме того, история разошлась по сообществам в социальных сетях.

Через день стало известно продолжение истории: «вынесшего сор из избы» сотрудника вызвали к начальнику, где было сделано замечание. Друг же, узнав о причине отказа, отказался от попыток получить место в фирме.

История вызвала огромный резонанс. На самом деле, социальные сети за 10 с небольшим лет очень прочно вошли в жизнь россиян. Чтобы узнать о человеке максимум, обращаются именно к ним. Неудивительно, что и рекрутеры научились использовать странички «ВКонтакте» и «Фейсбуке» «по полной программе». Разработаны и рекомендации для соискателей. Что же нужно сделать со страницей в соцсети, чтобы кадровик тут же одобрил кандидатуру?

Портал «Деньги и карьера» пишет, что, по мнению российских специалистов по рекрутменту, наличие странички в соцсетях — это дополнительный кладезь информации о том или ином соискателе. То, что рекрутеры активно используют результаты поиска в соцсетях в своей работе, доказывает социостатистика. Например, по данным опроса интернет-ресурса «Job.ru», 53% эйчаров подтвердили, что они изучают профили соискателей в социальных сетях. Результаты опроса от «HeadHunter» свидетельствуют: интерес к личным страничкам соискателей проявляет чуть большее количество HR-менеджеров, однако с той лишь оговоркой, что речь идет не о всех подряд кандидатах, а лишь о понравившихся, 76% респондентов ищут профиль приглянувшихся соискателей в соцсетях. При этом стоит отметить, что 15% из них делают это всегда, а 61% — только в случаях с некоторыми претендентами на ту или иную должность.

«На данный момент можно с уверенностью утверждать, что практика просмотра профилей в социальных сетях получила повсеместное применение. Посмотрите вакансии на таких работных сайтах, как hh.ru, superjob.ru и других: все чаще в требованиях к резюме запрашиваются ссылки на страницы в социальных сетях. То есть мы можем говорить уже о том, что данная практика приобретает определенные формальные черты. Страница в социальной сети — это собрание всей личной информации в открытом доступе, информации, которая очевидно характеризует личные качества, интересы, мысли, взгляды человека на жизнь и многое другое, — обращает внимание генеральный директор компании «Tom Hunt» Владимир Якуба Кандидаты также осознают тенденцию, получившую популярность среди HR'ов, и стараются наилучшим образом оформить страницы и заполнить важной информацией — о местах работы, об образовании, посты на стене и в хронике преимущественно заполнять профессиональной информацией и корректными мыслями и др. Просмотр профиля может способствовать принятию положительного или отрицательного решения относительно кандидата, особенно в компаниях со строгой корпоративной культурой и ценностями».

«Исходя из своей практики, могу сказать, что просмотр профиля кандидата в социальных сетях используется очень активно. Идеальное резюме не всегда, но может насторожить. Социальные сети дают хорошую возможность узнать о соискателе больше информации и сопоставить резюме с реальностью. Помнится интересный случай, когда мы осуществляли подбор активных девушек на масштабный проект, где предстояла работа за фирменным стендом у кассового аппарата. Подбирая персонал на такие проекты, специалисты очень часто прибегают к просмотру профилей кандидатов в соцсетях, чтобы наиболее точно составить психологический портрет человека (предположить наличие у соискателя таких качеств, как ответственность, пунктуальность и коммуникабельность — страница интроверта, к примеру, будет менее информативной, чем активного и коммуникабельного экстраверта), — рассказывает специалист по поиску и подбору персонала управляющей компании «Империя Кадров» Анастасия Скобенко. — В процессе ознакомления выяснилось, что одна из девушек, мягко говоря, распространяет очень непорядочные фотографии с откровенной рекламой. Конечно, кандидатуру этой девушки мы исключили из конкурса, а также оставили комментарий к резюме на специализированных сайтах подбора персонала, где можно отметить качества соискателя».

По мнению экспертов, при изучении профилей в социальных сетях эйчары во главу угла ставят личностные характеристики кандидата.

«Как правило, менеджеры по подбору персонала изучают, оценивают общую адекватность кандидата, грамотность его комментариев, а если это страницы на LinkedIn, Facebook, то могут посмотреть «друзей» и могут использовать как способ установить контакт», — считает ведущий консультант кадрового агентства «Визави Консалт» Екатерина Прибыткова.

При этом стоит отметить, что далеко не все соискатели готовы выкладывать сведения о себе в открытый доступ. В ходе еще одного опроса компании «HeadHunter» выяснилось, что 24% россиян закрывают свою страницу от посторонних глаз во всех соцсетях, где они зарегистрированы. В большинстве случаев такие пользователи уверены в том, что это их личное пространство и посторонним вход туда воспрещен, а также они не видят смысла в том, чтобы держать профиль открытым (по 49%). Еще часть опрошенных считает, что в соцсетях у них выложено слишком много личной информации (16%), поэтому она не должна попадаться на глаза чужим людям.

Для рекрутера же закрытость профиля – повод задуматься, что «не так» с кандидатом. Тотальной проверке в соцсетях, однако, подвергаются далеко не все кандидаты в равной степени. По словам Анны Жуковой, наибольшая вероятность попасть в поле зрения HR-специалистов есть у топ-менеджеров, специалистов в сфере развития бизнеса и IT, личных помощников, секретарей.

«Есть такое неформальное мнение о том, что Facebook является более деловой соцсетью, чем Вконтакте, аудиторию которого составляет молодёжь. Соответственно, молодых специалистов и менеджеров среднего звена следует искать на vk.com, а управленцев — на Facebook. Кроме того, общение Вконтакте имеет более неформальный уровень, есть возможность переговорить с кандидатом неофициально и охарактеризовать перспективы сотрудничества», — делится наблюдениями Владимир Якуба.

Какой профиль в соцсетях придется по душе работодателю?

HR-респонденты сообщили интернет-ресурсу «Job.ru», что они обращают внимание на комментарии соискателей (46%), на то, состоит ли претендент на вакансию в специализированных группах (67%), репостит ли статьи на профессиональные темы (54%). Многие эйчары (72%) придают значение тому, выплескивает ли специалист негатив по поводу коллег/начальства/компании на всеобщее обозрение. Также рекрутеров настораживает ненормативная лексика в соцсетях (41%) и грамматические ошибки (8%), а также пессимистичные статусы (12%).

«Работодатели могут изучать профиль соискателей в социальных сетях. Де-юре он не должен играть решающую роль при трудоустройстве, но де-факто впечатление от страницы в соцсетях может испортить или улучшить мнение о них как о специалистах. По данным опроса нашего интернет-ресурса, работодатели признают, что откровенные фото, грамматические ошибки, нытье и жалобы на прежнего начальника могут испортить впечатление о кандидате. И наоборот, приятная страница в соцсетях, с интересным кругом общения и содержательными постами может добавить соискателю баллы. Особенно часто анализируются страницы у специалистов сферы «человек-человек», — комментирует руководитель направления по связям с общественностью интернет-ресурса «Job.ru» Анна Чуксеева. — По страницам маркетологов, эйчаров, менеджеров по продажам можно оценить круг и даже список потенциальных рабочих контактов. Для SMM-менеджеров наличие собственных «раскрученных» страниц в соцсетях очень часто является обязательным требованием. Несмотря на то, что личная страница — это часть личного пространства, надо понимать, что все публикуемое в открытом доступе может быть прочитано теми, кого пользователи не ожидали встретить в читателях. Поэтому следует делить друзей на группы и редактировать настройки видимости. По крайней мере, в момент поиска работы».

Кроме того менеджеры по подбору персонала обращают внимание на внешнее оформление странички и ее содержание, а уже потом делают какие-либо выводы, ориентируясь на общепринятые стандарты в сфере HR.

«В настоящий момент актуализируется такое понятие, как «личный брендинг», который применительно к деловой сфере предполагает самостоятельное профессиональное позиционирование. Об этом понятии, в первую очередь, следует задуматься именно соискателям, заполняя личные профили в социальных сетях. Во-первых, следует понимать, что соцсети — это мощный инструмент в поиске и нахождении той самой работы. Во-вторых, само оформление аккаунта в соцсети — здесь мы говорим о том, чтобы преподнести себя как профессионала своей сферы или, по крайней мере, как делового человека, если сфера ещё не определена, — рассуждает Владимир Якуба. — Самые основы — это образование, места работы или практики, знание языков, контактная информация (хотя бы почта). Следует избегать откровенных фотографий с открытым доступом, радикальных высказываний и неординарного выражения мыслей (если, конечно, кандидат не претендует на должность в творческой сфере), которые могут быть непонятны многим. Это не значит, что нужно подделывать свой профиль под стандарты, но самовыражаясь следует помнить о рамках принятого».

«Наш простой совет для позитивной визуализации в интернете себя как специалиста и профессионала: в деловой сети заполняйте свой профиль максимально подробно, обязательно фото в деловом стиле, в развлекательных же — закройте свои странички для общего доступа (режим friends only), — рекомендует директор по развитию деловой социальной сети «Профессионалы.ru», член НП «Эксперты Рынка Труда» Дмитрий Щелкунов. — Не стоит выносить на публику ваши личные пристрастия и увлечения. Это может аукнуться при трудоустройстве на желаемую должность».

«Если мы рассматриваем вариант идеального профиля в социальных сетях, то здесь можно придерживаться двух подходов. Первый — продолжать оставаться собой и, если специалист — яркая, интересная личность, в соцсетях он довольно-таки активен: размещает собственные (замечу — именно собственные, а не перепосты и лайки чужих постов), интересные, небанальные и злободневные посты, фотографии, отвечает на комментарии или активно комментирует посты других пользователей — рано или поздно это, возможно, вызовет интерес и у потенциального работодателя, специально отслеживающего его активность или зашедшего на его страничку случайно, — предлагает старший консультант рекрутинговой компании «Бигл» Дмитрий Королев. — Второй подход может быть основан на концепции «я товар и я себя рекламирую» — не исключаю, что так «раскрутились» многие популярные блоггеры, причем для некоторых само ведение блога/странички в соцсетях уже стало основной профессией и источником дохода. Кстати, один из популярных блоггеров в свое время давал полезный совет: «Пишите регулярно, пишите интересно — и ваша аудитория будет постоянно прирастать». А большая аудитория — это всегда больше возможностей. Карьерных, и не только».

«HH.ru» публикует 5 советов для создания идеальной с точки зрения работодателя страницы в соцсети.

Шаг 1. Посмотреть на контент глазами работодателя

Посещая профиль соискателя, работодатель преследует вполне конкретную цель. Для него важно узнать ваши интересы и ценности, а также понять, впишитесь ли вы в корпоративную культуру компании. Репосты на стене, статусы и комментарии должны работать на профессиональный имидж соискателя. Особенно начеку нужно быть тем, чья профессиональная деятельность напрямую связана с брендом компании (маркетинг, PR, SMM).

  • Недопустимо употреблять ненормативную лексику и оскорблять других пользователей сети. Такое поведение свидетельствует о низком культурном и интеллектуальном уровне соискателя.
  • Стоит воздержать от негативных высказываний в отношении бывших коллег и работодателя. Даже если расставание было не совсем гладким, не стоит пренебрегать правилами профессиональной этики.
  • Не нужно публиковать унылые статусы или категоричные высказывания. Рекрутеры избегают нытиков и агрессивно настроенных людей.

Шаг 2. Удалить компрометирующие фотографии

Оказавшись на странице соискателя, рекрутер может и не читать статусы или комментарии, но фотографии посмотрит обязательно. Не стоит выкладывать фото с вечеринок и застольных посиделок, а также снимки на пляже. Фото в соцсетях отображают деятельность соискателя, его интересы и увлечения. Например, фотографии с путешествий расскажут об активности соискателя, его стремлении узнавать что-то новое, а фото с детьми — о семейных ценностях. Если у человека есть интересное хобби (велопробеги, верховая езда, танцы), можно рассказать об этом посредством фотографии. Важно не забыть разместить фото с семинаров и профессиональных конференций: фотоальбомы должны быть свидетельством достижений человека.

Шаг 3. Устанавливать контакты и расширять френдлист

Поговорка «скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты» лучше всего иллюстрирует взаимодействие в соцсетях. Профессиональный мир очень тесен. И потенциальный работодатель может увидеть общих знакомых, которые готовы предоставить вам хорошие рекомендации. Нужно помнить о правиле шести рукопожатий и не закрывать свой френдлист. Стоит активно пользоваться инструментами нетворкинга, расширять круг общения. Пользователь, у которого список друзей ограничен ближайшим окружением, может показаться закрытым и не идущим на контакт. В то же время в профессиональных соцсетях считается моветоном отправлять запрос на дружбу тем, с кем не знакомы лично.

Шаг 4. Общаться в профессиональных сообществах

Группы, в которых состоит пользователь, всегда отображают его интересы. Это могут быть сообщества по увлечениям (спорт, история, рукоделие) или профессиональные сообщества. Группы под названием «клуб любителей поспать» или «самые ленивые люди в мире» не с лучшей стороны характеризуют соискателя. Лучше сосредоточить внимание на профильных сообществах: общаться с коллегами, делиться новостями рынка, обсуждать вопросы определенной сферы деятельности. Репосты таких сообществ покажут рекрутеру, что человек включен в «профессиональную тусовку» и хочет развиваться как специалист.

Шаг 5. Оперативно обновлять информацию

Нужно быть активным и не забывать обновлять актуальную информацию о себе. Аккаунт в соцсети является отличной площадкой для самопрезентации в неформальной обстановке. В соответствующих разделах нужно указать образование, предыдущее место работы, контакты. Эти данные не должны противоречить тому, что написано в резюме. Чем больше нужной информации будет доступно рекрутеру, тем больше шансов для дальнейшего общения.

Важно, однако, и не перестараться: компаниям не нужен сотрудник, который днями «висит» в соцсетях.