Меню

Виктор Лысенко (Рокетбанк): «Когда стоишь на плечах у гиганта, то можешь увидеть больше»

Предприниматель Виктор Лысенко продал вторую за свою жизнь компанию - сервис для дистанционного банкинга «Рокетбанк». Он рассказал, как учился создавать банковские продукты в России.

Покупателем «Рокетбанка» выступил банк «Открытие». Первым бизнесом, который Лысенко основал со своими партнерами и впоследствии продал американскому купонному сервису Groupon, стал его российский аналог Darberry.

О перспективах у «Рокетбанка в «Открытии»

Виктор Лысенко уверен, что даже после «вливания» в большую финансовую группу «Рокетбанк» сохранит определенную самостоятельность. Он объяснил, почему покупка «Рокетбанка» банком «Открытие» долго не анонсировалась.

«Этот процесс происходил в несколько этапов. Сначала «Открытие» стал нашим партнером по процессингу, потом они смотрели на результаты, теперь объявили о покупке. Клиентам от этого только лучше, потому что до сих пор «Рокетбанк» воспринимался как «частная лавочка». Теперь это часть большого банка, и мы считаем, что это отразится на нас позитивно. В дальнейшем может случиться объединение сервисов «Открытия» и нас с банком «Точка», но это не вопрос завтрашнего дня. Интересно, что у «Открытия» есть своё приложение для бизнеса, и оно стало конкурировать с «Точкой». Внутренняя конкуренция привела к тому, что оба проекта стали привлекать больше клиентов», - рассказал бизнесмен в интервью журналу «Секрет фирмы».

Лысенко не подтвердил сведения о том, что «Открытие» заплатило за «Рокетбанк» $4,5 млн.

«Это некорректная цифра. Я не могу назвать точную сумму — не только потому, что это противоречит условиям сделки, но и потому, что часть выплат привязана к результатам, которые будет показывать Рокетбанк в будущем. Но могу сказать, что все стороны сделки, включая инвесторов, остались довольны».

Не удалось сбежать ни в Европу, ни в Азию

Основатели «Рокетбанка» не пытались кого-то копировать, работая над проектом, «хоть и посматривали на банковские сервисы вроде американского Simple», говорит бизнесмен. Но в итоге «Рокетбанка» начал развиваться быстрее зарубежного аналога. К продаже бизнеса его владельцев подтолкнули несколько факторов:

«За последние два года стало намного тяжелее привлекать инвестиции. Так что в голове всегда крутилась мысль — как развивать проект дальше, сможешь ли ты привлечь следующие деньги, при какой оценке и так далее. Это очень давит. Мы получили $2 млн от Runa Capital в 2013 и через год инвестиции от «Лайф.Среды». Потом стало радикально тяжелее. Вообще, венчурный бизнес в стране сейчас немного придушенный».

Лысенко напомнил, что несколько лет назад он задумывался над выходом на западные рынки. Однако не смог убедить партнеров в правильности такой идеи.

«Два года назад я говорил, что нужно бежать в Европу, хотя кризис тогда только подбирался и там рынок ещё был пустой. Но команда боялась, что мы расфокусируемся, и в итоге не получится ничего. А потом за границей стало слишком много проектов, похожих на наш. Про Азию тоже думали, но азиатский рынок для нас был совсем тёмной лошадкой».

Проблемы российского финансового рынка

По наблюдениям Виктора Лысенко, население разных стран по-разному потребляет финансовые услуги. К примеру, европейцы используют дебетовые и револьверные карты, работающие по принципу «потратил деньги -  пополни баланс в конце месяца». А в США многие люди играют на фондовой бирже и вкладываются в ценные бумаги. В Европе или России такого нет.

«В России есть большая проблема для дистанционной модели работы вроде нашей — невозможность удалённо идентифицировать клиентов. По требованиям Центробанка, для того чтобы человек получил дебетовую карту и открыл счёт, нужно, чтобы с ним лично встретился сотрудник банка. Для большинства финансовых стартапов нужно, чтобы у клиента был счёт в банке. С таким ограничением можно работать только в крупных городах. Если поток клиентов большой, то можно содержать офис и курьеров, которые должны быть сотрудниками банка, и так далее. Но в маленьких городах это просто невыгодно», - говорит Лысенко.

О работе в Acronis и новой технологии - блокчейн

До того, как было объявлено о сделке с банком «Открытие», Виктор Лысенко был назначен вице-президентом по блокчейну. Он рассказал, что интересуется этой технологией уже второй год.

«Я думаю, что эта штука по значению сопоставима с интернетом, но даже если это одна десятая часть от интернета или даже одна тысячная, это уже круто. Блокчейн позволяет контролировать целостность информации и обмениваться большими частями верифицированных данных, это интересно Acronis. Например, если у тебя есть поток документов от партнёров и клиентов, то ты можешь точно сказать, что именно эти документы в конкретный момент передавались конкретным способом. Или можно взять государственные реестры недвижимости и сделать так, чтобы никакой системный администратор или кто угодно не мог незаметно эти записи поменять».

В Acronis Лысенко занимается и уже готовыми продуктами, и разработкой новых. От технологии блокчейна многие ждут, что она «много чего добавит, потому что решает ряд фундаментальных базовых проблем». Предприниматель объяснил, что пока не планирует создавать собственный новый проект, поскольку работа в готовой компании помогает, в частности, выигрывать время.

«Когда стоишь на плечах у гиганта, то можешь увидеть больше. Может, через несколько лет я и сделаю что-нибудь свое, но пока у меня нет таких планов. В Acronis, по сути, мы строим стартап внутри компании. Есть минусы, потому что ты должен учитывать массу других вещей, которые в компании уже сложились, но зато в твоем распоряжении уже есть каналы продаж, репутация компании, клиентская база и многое другое. Размер ценности, которую можно создать при такой комбинации, больше, чем если делать то же самое в отдельно стоящей компании».