Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Госрегулирование платформенной экономики начнется с осени 2026 года

Госрегулирование платформенной экономики начнется с осени 2026 года
Автор фото: Валерия Зык. Иллюстрация: DK.RU

Федеральный закон об отношениях между операторами цифровых платформ, их партнерами, клиентами и госструктурами при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг вступит в силу 1 октября 2026 г.

Депутаты Госдумы приняли в третьем чтении законопроект о регулировании платформенной экономики, а также пакет поправок в отраслевое законодательство, необходимых для ввода в действие нового документа.

Закон определяет основные понятия отрасли, в частности «платформенная экономика», «цифровая платформа» (ЦП) и «посредническая цифровая платформа» (ПЦП), и разработан «в целях создания безопасной цифровой среды на цифровых платформах, а также для создания правовых условий развития и функционирования таких платформ».

Документ будет регулировать деятельность цифровых платформ, которые выступают посредниками при совершении сделок и дают возможность оплаты за товары, работы или услуги. Закон обязывает владельца ЦП обеспечивать равный и беспрепятственный доступ к ней, вводит обязательную идентификацию продавцов через портал «Госуслуги» или другие государственные реестры перед их допуском на площадку, ограничит продажу на маркетплейсах товаров, обращение которых запрещено, а также обяжет ЦП блокировать карточки товаров, если продавец не указал исполнение требований по маркировке. Помимо этого обязательным станет взаимодействие операторов с налоговыми органами.

Также документ будет защищать права продавцов, в частности, через ввод системы досудебного урегулирования споров с платформой, и запрет установления скидок на товар без согласия продавца. Новое регулирование закрепит требования к логистической инфраструктуре оператора, пунктам выдачи заказов (ПВЗ) и к процедуре изменения договоров. Для покупателей предусматривается упрощенный возврат некачественной продукции, для этой цели платформы будут обязаны предоставить техническую возможность связи пользователей с поставщиками.

Данный закон, с одной стороны, — первая ласточка в сфере регулирования платформенной экономики, начиная с так называемых маркетплейсов, с другой стороны — основа для дальнейшего регулирования этой огромной отрасли в целом, куда постепенно будут подгружаться и другие платформы, например туристские, логистические, — заявила РИА «Новости» первый зампред комитета Госдумы по экономической политике Надежда Школкина.

Как ранее сообщал DK.RU, в начале июля текущего года участники рынка физической розницы и интернет-торговли потребовали внести ряд изменений в финальную версию законопроекта о платформенной экономике и ограничить общий объем средств, который маркетплейс может инвестировать в скидки в течение года, — не более 10% общего оборота товаров площадки за прошлый год. Совместное обращение в правительство РФ, Госдуму и Совфед подписали  руководители торговых сетей X5 Retail Group, «Магнит» и «Лента», Mercury Retail Holding (владеет сетями «Бристоль» и «Красное & Белое»), торговых сетей электроники и бытовой техники «М.Видео-Эльдорадо» и ДНС, а также группы компаний «Детский мир». Среди крупных онлайн-игроков предложения поддержали «Яндекс Маркет», Lamoda, «ВсеИнструменты.ру», а также онлайн-сервис доставки еды «Купер» (ранее «СберМаркет»). По оценке партнера адвокатского бюро ЕПАМ Евгения Большакова, объем инвестиций площадок в скидки в настоящее время составляет 16–22% оборота.

Отметим, что шестью месяцами ранее представители торговых центров жаловались Минпромторгу, Минэкономики, Минфину, ФАСу и правительству РФ на конкурентные преимущества в работе маркетплейсов, среди которых — маневренность в сфере налогообложения и меньший контроль за реализацией контрафакта.Они просили ввести для маркетплейсов те же ограничения, которые есть у традиционных сетей по закону «О торговле». 

Напомним, что с 2019 по 2024 гг. российский рынок электронной коммерции вырос с 1,7 трлн до 12,6 трлн руб., то есть в 7,5 раза. При этом доля электронной коммерции в общей розничной торговле за этот период выросла с 5 до 23%. Основным драйвером роста e-com стали универсальные маркетплейсы («Озон», Wildberries и др.), совокупный оборот которых за эти годы вырос в 20 раз, а доля — в 2,8 раза: с 23 до 64%. 

Читайте также на DK.RU:

>>> «Бизнесу надо готовиться к налоговым и неналоговым претензиям — штрафам, сборам, пеням»

>>> Селлеров маркетплейсов пометят через «Госуслуги» добровольно

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.