Подписаться
Курс ЦБ на 16.12
79,44
93,22

Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»

Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»
Иллюстрация: архив DK.RU / artguru.ai

Правительство считает, что покупателей нужно защитить от контрафактной и незаконно ввезенной в страну продукции, сбываемой в интернете. Проблема не высосана из пальца: доля подделок уже достигает 40%.

Минфину, Минэкономразвития, Минтрансу, Минцифры и ФТС поручили организовать верифицированные цепочки поставок с применением технологий отслеживания происхождения товаров на маркетплейсах для гарантии их подлинности. Ведомства должны разработать дорожную карту по защите от контрафакта и подготовить пилотный проект по цифровой передаче таможенной документации через онлайн-платформы. Как передают «Ведомости» и retail.ru, доклад о результатах премьер-министр Михаил Мишустин ожидает до 31 марта 2026 г.

Предполагается, что верифицированные цепочки поставок позволят сократить серый импорт и недобросовестную конкуренцию. А дорожная карта будет содействовать упрощению таможенных процедур при ввозе импортной продукции и позволит обеспечить прозрачность трансграничного товарооборота.

Проблема контрафактной продукции в России в последние годы набирает обороты. Ранее в Институте государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ констатировали, что контрафактная продукция, преимущественно азиатского происхождения, продолжает активно вытеснять оригинальные товары с российского рынка. Так, на отдельных потребительских рынках доля подделок достигает 40%, сообщал DK.RU.

Под удар попадают все новые рынки: например, «новинка» этого года — поддельные запчасти для российских автомобилей. Только за первый квартал 2025 г. объем контрафакта в этом сегменте вырос более чем на 20%. Эксперты говорят, что это еще только «прощупывание рынка». Для сбыта используются как раз маркетплейсы, напоминает DK.RU.

Способствуют распространению такой продукции и недобросовестные отечественные предприниматели. В сентябре этого года таможенники изъяли у московских ритейлеров беспрецедентное количество поддельных электротоваров и гаджетов — более 240 тыс. единиц. Причем существенная доля — 230 тыс. единиц — пришлась всего на две компании. Они располагали товаром на 3,8 млрд руб., рассказывал DK.RU.

Это не первая попытка пресечь оборот контрафакта. Осенью Минпромторг объявил о том, что намерен ужесточить контроль за достоверностью данных о российском происхождении маркируемых товаров, для того чтобы выявлять «псевдопроизводителей» — предприятия, выдающие себя за производителей, но не располагающие при этом нужными производственными мощностями. Сейчас отсутствие проверки достоверности этих данных порождает их нелегальный оборот. По итогам полугодовой проверки 94% предприятий, попавших под подозрение оператора «Честного знака», оказались «псевдопроизводителями», также сообщал DK.RU.

«Чемпионом» по подделкам на маркетплейсах в 2025 г. стали хайповые куклы «Лабубу» (Labubu).

Сами маркетплейсы этой осенью стали мишенью для банков и офлайн-ритейлеров. И тем, и другим интернет-платформы встали поперек горла. О причинах конфронтации — читайте на DK.RU.

Самое читаемое
  • В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?
  • Ищут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы ОслянкаИщут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы Ослянка
  • Екатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего регионаЕкатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего региона
  • Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.