Меню

Закон о едином операторе рекламы «завернули» в ФАС. Однако он уже принят в первом чтении

Антимонопольщики полагают, что закон несет риски злоупотребления одной компании в отношении других участников рынка. Председатель профильного комитета ГД более категоричен: закон уничтожит весь рынок.

Закон о едином операторе цифровой наружной рекламы и электронных объявлений физлиц, принятый в первом чтении 15 июля, раскритиковали в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) РФ. По словам замначальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Яны Скляровой, он несет в себе риски злоупотребления одной компании в отношении других участников рынка.

В качестве единого оператора предлагается частная компания, которая будет совмещать функции хозяйствующего субъекта и государственного органа. Это противоречит имеющимся запретам антимонопольного законодательства и может привести к злоупотреблениям в отношении других участников рынка, — отметила Склярова, выступая на круглом столе в Госдуме (здесь и далее — цитаты по газете Ведомости).

ФАС также обнаружила в законопроекте «неконкурентные процедуры», согласно которым оператор может обойти процедуру торгов и заключать контракты сроком до 30 лет. «Это выглядит барьером для выхода на рынок в том числе организациям малого и среднего бизнеса», — сказала Склярова, обратив внимание и на неурегулированность ценовых решений для единого оператора в законопроекте.

Электронные объявления физлиц не являются предметом регулирования закона «О рекламе», в который законопроект предлагает внести поправки, — заключила она.

Ее поддержал председатель комитета Госдумы по защите конкуренции Валерий Гартунг. По его мнению, законопроект уничтожит рынок цифровой наружной рекламы, его нужно отклонить:

Можно просто распространить на рынок ограничение иностранного капитала в компании [как это действует в отношении СМИ] — этого будет достаточно.

Участники рынка цифровой наружной рекламы и электронных объявлений физлиц во время круглого стола тоже выступили против.

В отношении компаний наружной рекламы уже сейчас действует довольно суровое отраслевое законодательство, которое подразумевает штраф до 100 тыс. руб. за недостоверную и незаконную рекламу, а в крайних случаях — прекращение деятельности организации, — отметила первый замгендиректора компании Gallery Евгения Волгина.

Гендиректор «Авито» Владимир Правдивый, в свою очередь, призвал исключить регулирование классифайдов из законопроекта ко второму чтению:

Принятие этой инициативы будет означать, что мы наказываем законопослушные компании и выталкиваем их пользователей в «серую зону».

Законодательная инициатива предполагает, что единый оператор создаст и возьмет под контроль ресурс, через который будут размещаться вся цифровая наружная реклама и все электронные объявления физлиц. Он же займется проверкой рекламного контента на соответствие законодательству, определением цен на размещение и защитой персональных данных пользователей ресурса. Оператор также останется участником рынка и сможет без торгов заключать 30-летние контракты на установку своих цифровых конструкций на земле, принадлежащей государству, и транслировать рекламу на экранах государственного и муниципального транспорта в течение того же срока.

Кандидат на статус единого оператора, согласно законопроекту, не может контролироваться иностранцами и должен являться системообразующей организацией российской экономики, иметь собственные цифровые щиты на государственном и муниципальном транспорте, в том числе в городах федерального значения. 

Единственным участником рынка, который соответствует всем перечисленным в законопроекте требованиям, считается компания Russ Outdoor.

>>> «Авито» о поправках к закону «О рекламе»: это разрушит интернет-отрасль страны в одночасье

Параллельно в России меняются правила игры и для интернет-рекламы. Соответствующие поправки уже приняты, они вступают в силу с 1 сентября. К этому времени в стране должна появиться система, отвечающая за сбор и обработку информации о размещенной в интернете рекламе.

Изначально предполагалось, что создать и вести ее должен будет Роскомнадзор. Однако в середине июля появилось уточнение: взаимодействовать с ведомством можно будет только через посредника — оператора рекламных данных. О желании стать таким оператором сразу же заявили гиганты отрасли — VK, «Яндекс», Ozon, МТС, «ВымпелКом» и Национальная медиа группа. Как будет функционировать новая инфраструктура, все еще вызывает вопросы у участников рынка, сообщал DK.RU.