Меню

Доля предпринимательниц растет. Каким бизнесом чаще всего занимаются женщины в России?

Иллюстрация: freepik.com

Мужчин-предпринимателей в нашей стране больше, чем женщин: 52% против 48%. Больший гендерный разрыв аналитики фиксируют на руководящих должностях, где на женщин приходится только 30% назначений.

Т-Бизнес в рамках аналитического проекта T-Data выяснил, в каких отраслях бизнеса представлено больше всего женщин в качестве самозанятых, индивидуальных предпринимателей и руководителей. Исследование основано на данных более 1,5 млн клиентов Т-Бизнеса и сервиса регистрации самозанятости Т-Банка за период с 2020 по 2024 г.

Согласно статистике, мужчин-предпринимателей больше, чем женщин: 52% против 48%. Среди ИП доля женщин выше, чем мужчин, только в сферах образования (69%), услуг для физлиц (60%) и ветеринарной деятельности (60%). При этом 30% от общего числа женщин в статусе ИП выбирают для бизнеса розничную торговлю товарами.

В топ-5 самых популярных у предпринимательниц сфер бизнеса вошли:

  • Розничная торговля — в этой сфере работают 30% женщин, имеющих статус ИП. Но за последние пять лет их доля уменьшилась на 9 п. п.
  • Электронная коммерция — 12%. В этой категории, наоборот, за пять лет произошел прирост доли женщин на 10 п. п.
  • Услуги для физлиц — 11%.
  • Деятельность по операциям с недвижимостью — 8%.
  • Информационные услуги для юрлиц — 6%.

Доля предпринимательниц растет почти во всех регионах. За последние пять лет наибольший прирост произошел в Москве, Татарстане, Санкт-Петербурге, Московской области, Калмыкии и Кировской области: прибавилось по 4 п. п. Уменьшилась доля женщин среди ИП только в ЕАО, Забайкальском крае, Республике Алтай (−2 п. п.), Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, и Астраханской области (−1 п. п.).

Среди самозанятых доля женщин выше, чем мужчин, в категориях бьюти-бизнеса (87%), услуг по физическому и психологическому здоровью (73%), пошиву одежды и работе с тканями (72%). Среди регионов наибольшая доля самозанятых женщин в Приморском крае — 46%.

Среди руководителей компаний соотношение числа мужчин и женщин последние пять лет не меняется: 70 на 30%. При этом за последние пять лет в отдельных категориях бизнеса доля женщин, руководящих компаниями, увеличилась. Например, с 2020 по 2025 гг. в категориях «Электронная коммерция» и «Стройка» доля руководительниц прибавила по 2 п.п. Их стало меньше только в сферах «Реклама», «Кафе и рестораны», «Гостиницы», «Инфобизнес для юрлиц» и «Услуги для физлиц»: снижение составило по 1 п.п. за пять лет.

Женщины, которые руководят компаниями, чаще всего ведут бизнес в следующих категориях:

  • Оптовая торговля — 19%.
  • Стройка — 10%.
  • Розничная торговля — 9%.
  • Информационные услуги для юрлиц — 7%.
  • Производство — 7%.

Ранее DK.RU рассказывал, что на фоне дефицита кадров бизнес меняет подходы к подбору персонала и избавляется от гендерных стереотипов. Так, в первом полугодии 2024 г. женщин стали приглашать на работу вдвое чаще (отправлено почти 54 млн приглашений на вакансии), чем в первые шесть месяцев 2021 г. (26 млн приглашений). Любопытно, что соискательниц активно приглашают и на традиционно мужские вакансии — водителей, охранников, слесарей.

Читайте также на DK.RU

Валерия Козлова: Чередование пряника и кнута — та еще дипломатия. Я чаще использую пряники

«Предпринимательство — это не про то, как больше заработать, а как сделать что-то крутое»

Ген уральского предпринимательства. Эмма Филитц и Мария Гребенькова

«Когда она говорит, даже скучная тема налогов становится понятной и интересной»

«Мы видим бизнес других изнутри и можем предлагать предпринимателям точные решения»