Меню

Автодилеры хотят запретить прямые продажи машин на маркетплейсах

Иллюстрация: DK.RU

Прямые продажи производителями и дистрибьюторами могут негативно сказаться на дилерской сети, которая обеспечивает сервисное обслуживание и ремонт автомобилей. Впрочем, злоупотреблений этим пока нет.

Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РоАД), представляющая интересы более 1,3 тыс. дилерских центров в стране, направила в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) РФ предложение о запрете прямых онлайн-продаж автомобилей производителями и дистрибьюторами. Инициатива связана с готовящимся национальным планом по развитию конкуренции на 2026-2030 гг., в котором предусмотрено доведение доли онлайн-продаж автопроизводителями до 5% от общего объема реализации к концу 2026 г., передают «Ведомости» и retail.ru.

В ассоциации полагают, что прямые продажи могут негативно сказаться на дилерской сети, которая обеспечивает сервисное обслуживание и ремонт автомобилей. Там опасаются, что производители могут начать навязывать дилерам невыгодные условия, включая поставки неликвидных моделей, фиксацию цен или принудительный переход на агентские схемы.

В качестве компромисса РоАД предлагает исключить из плана упоминание производителей и дистрибуторов, распространив норму о 5% онлайн-продаж на всех участников рынка.

Ассоциация выступает за полный запрет любых прямых продаж населению, при которых право собственности переходит напрямую от производителя к покупателю, — подчеркнул исполнительный директор РоАД Игорь Чикин.

По данным «Автостата», по итогам 2024 г. в России было продано 1,57 млн новых легковых авто. При этом, несмотря на развитие онлайн-продаж через маркетплейсы (прежде всего, Ozon и Wildberries) и сайты производителей, большинство сделок по-прежнему оформляются через дилеров.

Официальные представители крупнейших маркетплейсов подтвердили, что выдача автомобилей покупателям производится через дилерские центры, что сохраняет маржинальность сделок для автодилеров. Таким образом, на данный момент проблем на рынке нет, но РоАД хочет заранее подстраховаться под возможное изменение баланса.

Ранее DK.RU рассказывал, что 67% россиян копят средства на покупку автомобиля. Брать кредит готовы только 20%, а еще 11% рассматривают трейд-ин с доплатой. Такие данные раскрыли в Центре аналитики и исследований МТС AdTech.

2024 г. оказался крайне успешным для дилерских центров: продажи выросли почти на 50% год к году, до 1,57 млн автомобилей. Однако 2025-й автодилеры встретили с пессимизмом: склады затоварены из-за высокой ключевой ставки (21%).

В первом квартале 2025 г. продажи новых легковых авто в России упали на четверть, автокредитование просело на 45%. При этом средняя стоимость новых автомобилей в РФ в апреле 2025 г. существенно увеличилась: отечественных — на 15% в годовом сравнении, до 1,58 млн руб., китайских — на 7%, до 3,7 млн руб.

В марте текущего года РоАД попросила правительство РФ поддержать отрасль авторитейла в условиях резкого снижения продаж транспортных средств.