Меню

Квадратный код наступает: кто из уральских компаний попадет под контроль «Честного Знака»

Иллюстрация: freepik.com

С 1 сентября 2025 г. вводится обязательная маркировка для ряда потребительских товаров, включая сладости, чай, кофе, игрушки и строительные материалы. Производители рассказали DK.RU, что это изменит.

С 1 сентября 2025 г. в России вводится обязательная маркировка для ряда потребительских товаров, включая сладости, чай, кофе, игрушки и строительные материалы. Производителям необходимо будет зарегистрироваться в системе цифровой маркировки «Честный Знак» и наносить уникальные коды на свою продукцию. Соответствующие постановления правительства опубликованы на портале проектов нормативных правовых актов.

В Центре развития перспективных технологий сообщили, что внедрение маркировки будет проходить поэтапно, учитывая специфику каждой отрасли. Основная цель — борьба с контрафактом, доля которого, по оценкам ЦРПТ, в спортивном питании достигает 50%, а в строительных материалах — 22%. В пресс-службе ЦРПТ сообщили, что в других сферах уже есть позитивный эффект от внедрения маркировки — так, например, с начала маркировки БАДов число легальных импортеров выросло в 10 раз. 

Насколько актуально это нововведение, с какими сложностями смогут столкнуться производители и кто будет в плюсе, DK.RU рассказал основатель Be Choco Глеб Белоглазов:

Мы уже маркируем свою продукцию, так как выпускаем не только шоколад, но и мороженое (молочная продукция). Из плюсов — появляется прослеживаемость используемого сырья, можно контролировать сроки годности и качество товара. Но есть нюанс: полностью исчезает коммерческая тайна. Если вдруг данные будут, как часто случается, утекать налево, то конкуренты смогут проследить всю цепочку: куда ты продаешь, почем продаешь. В этом я вижу огромный минус. Ну и, понятно, что все накладные расходы по введению маркировки — принтеры-этикеточники, дополнительные наклейки (каждая марка стоит порядка 50 коп.), переформатирование линий, дополнительный ручной труд — ведут к удорожанию товара и ложатся на плечи конечного потребителя.

В отношении чая, цикория, кофе и других растворимых напитков будет запущен эксперимент по маркировке, результаты которого повлияют на дальнейшее регулирование отрасли.

Напомним, маркировка молочной продукции началась 1 июня 2021 г. В пресс-службе Хладокомбината №3 рассказали, как адаптировались к нововведениям: 

Мы заблаговременно готовились к этой процедуре: покупали принтеры, специальные краски, делали тесты. И мы — одно из немногих предприятий в России, которое в связи с этим нововведением ни стояло ни дня. А сложностей, связанных с маркировкой именно мороженого, очень много. Это температурный продукт: то теплый, то холодный, ассортимент большой — стаканчики, брикеты, и непросто наносить маркировку на разные виды и формы. Но мы справились благодаря светлым головам в нашей команде, — отметила начальник отдела рекламы и PR «Хладокомбината №3» Екатерина Егорова.

Досье

 

Государственная маркировка «Честный знак» — это защита от подделок, искусственного дефицита и роста цен. Небольшой квадратный код хранит в себе информацию о сроке годности, составе, производителе и стране происхождения, документацию — различные сертификаты, патенты и другие подтверждения соответствия стандартам и регламентам.
Код невозможно скопировать или подделать, а получить его могут только легальные компании. Код защищает покупки в магазинах: если с товаром что-то не так или истек срок годности, касса «не пробивает» его.
Система «Честный знак» разрабатывается без использования средств бюджета государства, а товары с маркировкой растут в цене медленнее, чем без нее. На сегодняшний день к системе «Честный Знак» подключено около 900 тыс. компаний.

 

Ранее DK.RU писал о том, что в 2024 году шоколад в России в среднем подорожал на 22,7%, рост цен на кофе был не менее стремительным, а в 2025 г. отпускные цены на кофе могут вырасти еще на 20%.

Читайте также на DK.RU: Почему интерес уральцев к аутентичной кухне растет, но едят они онигири по цене паровоза?

ВШЭ: Нелегальные конфеты ведут к выпадению из бюджета 12 млрд рублей

Mars и Mondelez повышают цены на популярные сладости в России

Как дубайский шоколад захватил мир и почему он такой дорогой — Глеб Белоглазов, Be Choco