Алексей Клевцов: «Рынок IT нуждается не в количестве специалистов, а в их качестве»
IT-эксперт рассказал о механизмах подготовки кадров, требованиях работодателей и перспективах развития отрасли.
Кадровый потенциал стал одной из ключевых тем ИННОПРОМ-2025. Участники деловой программы обсуждали вопрос о дефиците кадров в области цифровизации и роботизации технологических процессов. А как обстоят дела со специалистами по автоматизации бизнес-процессов? Об этом поговорили с IT-экспертом, основателем «Центр сопровождения» (АСП®) Алексеем Клевцовым.
Алексей, так возможен ли «индустриальный прорыв» без должного внимания к подготовке специалистов по автоматизации бизнес-процессов?
— В сфере IT ключевое место занимают именно люди и их компетентность, поэтому без внимания к развитию и подготовке специалистов обойтись в принципе невозможно. Будущие создатели нового должны хорошо знать то, что существует в настоящий момент, чтобы не изобретать велосипед, а двигаться вперед, имея надежную базу. Другими словами, знать технологии, которые сейчас активно используются и хорошо зарекомендовали себя. Причем как чисто с технической точки зрения, так и с точки зрения организации эффективной работы. А это огромный объем информации.
И, конечно же, для любого предприятия важен баланс в развитии технологических процессов и автоматизации управленческой деятельности. Специалисты важны в каждом из этих направлений.
По данным ряда профильных изданий, в этом году, в отличие от двух предыдущих, наблюдается трансформация спроса на IT-кадры. Вопрос уже не в дефиците кадров, а в том, где он остается. Это так?
— Мне трудно говорить за весь рынок, однако, что касается области, в которой работаю — 1С, я лично не наблюдаю трансформации.
Этим бизнесом я занимаюсь уже почти четверть века и что-то не припомню, чтобы 1С-специалисты когда-либо стояли в очередь в отдел кадров. Им всегда было относительно просто найти работу. Другое дело, что наряду со спросом, который в связи с глобальным переходом на отечественное ПО растет взрывообразно, постепенно возрастают и требования к их уровню подготовки.
А готов ли бизнес вообще вкладываться в решение стратегических задач, включая разработку собственных технологий и обучение персонала? Есть ли для этого ресурсы — деньги, время, кадры?
— Мне кажется, что структура IT-рынка в России и обилие отечественных решений сами по себе являются ответом на этот вопрос. Ведь для того чтобы создать все это, требовались огромные ресурсы. И они были найдены. Стоит предположить, что они будут найдены и вновь.
Причем данная работа ведется как на общероссийском уровне, так и на региональном. Например, в нашем случае мы активно взаимодействуем не только со студентами вузов и техникумов, но уже и со школьниками. Шутим: как бы в какой-то момент и с детсадами не потребовалось налаживать связи.
А если серьезно, то в этом направлении мы делаем действительно важную работу. Это не просто уроки компьютерной грамотности и помощь в профориентации, а четкое нацеливание на 1С как на перспективное направление в IT. Ведь по некоторым оценкам, 80% российского рынка решений для автоматизации бизнес-процессов сегодня занимают именно продукты этой фирмы.
Кроме этого, когда ребята приходят к нам работать, в их подготовку мы опять же вкладываем огромные ресурсы. Обучаем и работе с 1С, и основам бухгалтерского учёта, и основам эффективного использования своего времени. Дошло до того, что сертифицировали в 1С несколько своих курсов и разработали полезный словарь компьютерных и IT-терминов.
Говоря о перспективах индустриального развития, мы в большей степени имеем в виду потенциал тех молодых людей, что уже меняют рынок труда в стране. Сегодня каждый третий соискатель в IT — представитель поколения Z. Можете как наниматель оценить уровень их профессиональной подготовки?
— С моей точки зрения, уровень кандидатов, к сожалению, постепенно снижается, при этом растет уровень их запросов. Безусловно, среди них есть звездочки, но средний уровень, прямо скажем, не радует. Поэтому, как я уже говорил, и сама фирма 1С на общероссийском уровне, и мы на региональном уделяем огромное внимание обучению сотрудников.
Однако хотел бы заметить, что какого бы поколения ни был кандидат, законы экономики никто не отменял и не корректировал специально для какого-либо поколения. А они, в основе своей, просты: человек создает что-то и совершает обмен с другими людьми. Деньги играют роль средства обмена. На этом всё. Все остальные сложности — искусственные. Так вот, ключевой момент здесь заключается в том, что человек должен быть способен производить что-то ценное. И неважно, какого он поколения.
Если посмотреть на происходящие процессы в экономике с точки зрения интегратора, как можно стимулировать предприятия к скорейшему переходу на отечественное программное обеспечение?
— Учитывая, что зарубежные решения постепенно перестают быть доступными, думаю, вопрос стимуляции не столь актуален. В большей степени внимание стоит направить на то, чтобы отечественные решения обеспечили тот уровень, к которому мы все привыкли.
Но здесь сделаю небольшую философскую ремарку. Есть старая русская пословица: насильно мил не будешь. Это в моем понимании относится к чему угодно. В частности, и к решениям в IT-сфере.
Например, когда вышел iPhone, спрос на него показал взрывной рост. А ведь рынок не был пуст — все пользовались какими-то телефонами, но Apple мгновенно завоевал рынок, поскольку iPhone очень понравился людям.
Или тот же 1С. Сейчас, возможно, не все помнят, но ведь в 90-х было множество программ для автоматизации финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Но 1С постепенно стал лидером, потому что сам продукт, его поддержка и работа с партнерами были значительно лучше, чем у конкурентов.
Никто никого не стимулировал для перехода на iPhone или 1С. Они завладели рынком благодаря качеству своих продуктов и вниманию к нуждам пользователей.
Поэтому хочется, чтобы и сейчас, когда привычные решения в каких-то отраслях становятся недоступными, рынок завоевывался в большей степени благодаря качеству решений, а не чисто из-за законодательного регулирования. Для разработки таких решений и нужны по-настоящему классные специалисты.
На ваш взгляд, специалисты каких направлений в IT будут точно востребованы уральским бизнесом в ближайшие пять лет?
— Считаю, что в ближайшие пять лет уральский бизнес будет особенно нуждаться в специалистах по автоматизации процессов и внедрению современных систем управления, таких как ERP (система для управления основными бизнес-процессами компании: финансами, продажами, закупками, персоналом и др.). Это позволит компаниям повысить эффективность, снизить затраты и лучше интегрировать различные сервисы. Востребованными будут разработчики, аналитики и архитекторы систем, которые умеют адаптировать решения под конкретные задачи бизнеса.
Второе важное направление — использование искусственного интеллекта и анализа данных. Уже сейчас компании применяют искусственный интеллект для прогнозирования спроса, оптимизации логистики и автоматизации работы с клиентами. Это создает спрос на специалистов по обучению моделей, работе с большими данными и внедрению интеллектуальных алгоритмов в реальную бизнес-среду. Думаю, эта тенденция будет усиливаться.
Наконец, все большее значение будет иметь кибербезопасность. С ростом количества цифровых сервисов и удаленной работы увеличивается риск атак и утечек данных. Поэтому компании будут нуждаться в экспертных решениях и специалистах, которые обеспечат защиту информации и стабильную работу всей IT-инфраструктуры.
В то же время я уверен, что любой сильный специалист, который хорошо делает свою работу в сфере IT, всегда будет востребован. Поэтому не стоит воспринимать мой прогноз как четкое руководство к выбору специальности. Главное — заниматься тем, что нравится, и развиваться в этом. Когда работа совпадает с увлечением, она перестает быть работой.
Беседовала Наталья Стриж
Ранее на DK.RU: «Принести пользу и поменьше ошибаться»: как новый руководитель УрФУ будет развивать вуз