Китайские производители начали массово подделывать запчасти для российских автомобилей
Только за первый квартал 2025 г. объем контрафакта в этом сегменте вырос более чем на 20%. Эксперты говорят, что это еще только «прощупывание рынка». Для сбыта используются российские маркетплейсы.
Китайские компании начали копировать российские бренды автозапчастей и аксессуаров и реализовывать контрафакт в России. Если в 2024 г. подобные случаи носили единичный характер, то в первом полугодии 2025 г. их число заметно возросло, передают «Известия» и retail.ru со ссылкой на участников рынка. Сейчас на отечественных маркетплейсах одновременно могут работать 10-20 фейковых магазинов.
Китайцы копируют дизайн упаковки и стилистику российских брендов, создавая у покупателей ложное впечатление, что те приобретают оригинальную продукцию, объясняет Иларион Демчиков, директор по маркетингу маркетплейса Emex. А Алексей Иванов, владелец сети «Альянс Тракс», добавляет, что подделываются не только отдельные изображения и описания, но и целые карточки товаров. «Это помогает мошенникам занимать высокие позиции в поисковой выдаче», — отмечает он.
По словам Алексея Костальева, руководителя развития продаж на маркетплейсах ГК «АвтоРусь», на данном этапе китайские продавцы еще только прощупывают рынок:
[Они] тестируют рынок, оценивая спрос на те или иные бренды и реакцию правообладателей. На отечественных онлайн-площадках китайцы создают карточки с товарами отечественных производителей запчастей, но с разными ценами.
Он отметил также, что уже зафиксировано и копирование брендов «АвтоРусь» — таких как Ganz, Arnezi и др.:
Алгоритмы маркетплейсов часто продвигают товары с более выгодной ценой, в результате чего подлинные продавцы оказываются внизу выдачи, а заказы уходят к поддельщикам.
По данным Emex, только за первый квартал 2025 г. объем контрафакта на российском рынке вырос более чем на 20%. Чаще всего подделывают популярные запчасти — тормозные диски, колодки, фильтры, автомобильные щетки и технические жидкости.
Помимо отечественных авто, в группу риска входят также бренды, ушедшие из РФ: китайцами копируются аккумуляторы для немецких машин, светодиодные лампы и фильтры для корейских авто.
Опрошенные эксперты описывают схему мошенников так:
Они привлекают покупателей, собирают заказы, а затем исчезают, оставляя клиентов с некачественными товарами.
Если не противодействовать этой практике, число фейковых магазинов будет только расти, резюмировали участники рынка.
Ранее в Институте государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ констатировали, что контрафактная продукция, преимущественно азиатского происхождения, продолжает активно вытеснять оригинальные товары с российского рынка. Так, на отдельных потребительских рынках доля подделок достигает 40%, сообщал DK.RU.
О том, что мир находится на пороге второго «китайского шока», в прошлом году предупреждали американские аналитики. Выпуск товаров в Китае превысил внутренний спрос, при этом темпы производства не только не снижаются, но продолжают расти. С прошлого года страна работает на задачу по двойному росту экспорта своих товаров по всему миру, рассказывал DK.RU.
Планета уже переживала «китайский шок» в конце 1990-х — начале 2000-х гг., когда дешевые товары китайского производства заполонили прилавки большинства стран. Это стало следствием либеральных реформ в Китае и вступления страны во Всемирную торговую организацию (ВТО).
В результате в ряде стран произошло падение потребительских цен, но в то же время разорились и многие локальные производства. Наиболее катастрофической ситуация стала для США, где в период с 1999 по 2011 гг. работу потеряли более 2 млн человек. В перспективе это привело к экономическому и геополитическому противостоянию США с Китаем, в которое оказались вовлечены также страны Западной и Восточной Европы, напоминает DK.RU.
Любопытно, что в 2024 г. эксперты видели в китайском росте выгоду для России — как минимум в силу нашего географического положения. Например, о том, что транзитная экономика для РФ — это возможность перестроить свое позиционирование в мире и уйти от ресурсной иглы, в интервью DK.RU рассказывала президент Стратегического клуба «Сколково», эксперт по стратегии Наталья Едалова.
Однако последние события говорят о том, что китайский контрафакт не только транспортируется, но и массово оседает на российском рынке, что создает угрозы для легального бизнеса, в том числе и азиатского тоже. Яркий пример: китайская компания Pop Mart, которая производит игрушки «Лабубу» (Labubu), оценив объемы продаж подделок на свои товары в России, приняла решение зарегистрировать свои бренды на территории страны. Подробности этого сюжета — читайте на DK.RU.