Меню

Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»

Иллюстрация: архив DK.RU / artguru.ai

Правительство считает, что покупателей нужно защитить от контрафактной и незаконно ввезенной в страну продукции, сбываемой в интернете. Проблема не высосана из пальца: доля подделок уже достигает 40%.

Минфину, Минэкономразвития, Минтрансу, Минцифры и ФТС поручили организовать верифицированные цепочки поставок с применением технологий отслеживания происхождения товаров на маркетплейсах для гарантии их подлинности. Ведомства должны разработать дорожную карту по защите от контрафакта и подготовить пилотный проект по цифровой передаче таможенной документации через онлайн-платформы. Как передают «Ведомости» и retail.ru, доклад о результатах премьер-министр Михаил Мишустин ожидает до 31 марта 2026 г.

Предполагается, что верифицированные цепочки поставок позволят сократить серый импорт и недобросовестную конкуренцию. А дорожная карта будет содействовать упрощению таможенных процедур при ввозе импортной продукции и позволит обеспечить прозрачность трансграничного товарооборота.

Проблема контрафактной продукции в России в последние годы набирает обороты. Ранее в Институте государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ констатировали, что контрафактная продукция, преимущественно азиатского происхождения, продолжает активно вытеснять оригинальные товары с российского рынка. Так, на отдельных потребительских рынках доля подделок достигает 40%, сообщал DK.RU.

Под удар попадают все новые рынки: например, «новинка» этого года — поддельные запчасти для российских автомобилей. Только за первый квартал 2025 г. объем контрафакта в этом сегменте вырос более чем на 20%. Эксперты говорят, что это еще только «прощупывание рынка». Для сбыта используются как раз маркетплейсы, напоминает DK.RU.

Способствуют распространению такой продукции и недобросовестные отечественные предприниматели. В сентябре этого года таможенники изъяли у московских ритейлеров беспрецедентное количество поддельных электротоваров и гаджетов — более 240 тыс. единиц. Причем существенная доля — 230 тыс. единиц — пришлась всего на две компании. Они располагали товаром на 3,8 млрд руб., рассказывал DK.RU.

Это не первая попытка пресечь оборот контрафакта. Осенью Минпромторг объявил о том, что намерен ужесточить контроль за достоверностью данных о российском происхождении маркируемых товаров, для того чтобы выявлять «псевдопроизводителей» — предприятия, выдающие себя за производителей, но не располагающие при этом нужными производственными мощностями. Сейчас отсутствие проверки достоверности этих данных порождает их нелегальный оборот. По итогам полугодовой проверки 94% предприятий, попавших под подозрение оператора «Честного знака», оказались «псевдопроизводителями», также сообщал DK.RU.

«Чемпионом» по подделкам на маркетплейсах в 2025 г. стали хайповые куклы «Лабубу» (Labubu).

Сами маркетплейсы этой осенью стали мишенью для банков и офлайн-ритейлеров. И тем, и другим интернет-платформы встали поперек горла. О причинах конфронтации — читайте на DK.RU.