Альфа-Банк стал владельцем контрольного пакета Европлана
Сумма сделки превысила 50 млрд руб. Примечательно, что решение принято на фоне кризиса на рынке лизинга — компании закрываются или ищут способы избавиться от изъятых активов.
Альфа-Банк приобрел 87,5% ПАО «ЛК «Европлан», крупнейшего независимого оператора на российском рынке лизинга, у инвестиционного холдинга SFI, сообщили в пресс-службе банка. Покупка обошлась банку в 50,785 млрд руб. Одновременно продавцу — холдингу SFI — были выплачены дивиденды за 9 месяцев 2025 г. в размере 6,1 млрд руб.
Миноритариям также направлены предложения о выкупе их акций, но ранее сообщалось, что топ-менеджмент Европлана не будет продавать свои пакеты.
Директор крупного и среднего бизнеса Альфа-Банка Владимир Воейков заверил, что публичный статус Европлана сохранится, а наличие банка в партнерах лизинговой компании сделает ее более устойчивой.
Мы рады завершить эту стратегическую сделку, которая укрепит позиции Альфа-Банка в сегменте автолизинга и откроет новые возможности для наших корпоративных и розничных клиентов. Мы высоко ценим профессиональный менеджмент Европлана — его опыт и управленческие практики станут фундаментом для дальнейшего развития бизнеса, — сказал Владимир Воейков.
О готовящейся сделке DK.RU писал в ноябре. Европлан сообщал, что продажа контрольного пакета позволит создать дополнительные драйверы для роста бизнеса и рыночной капитализации, а для Альфа-Банка покупка Европлана позволит диверсифицировать собственный лизинговый портфель, нарастить клиентскую базу и удвоить свою долю на российском рынке автолизинга.
Приобретение стало крупнейшим в истории Альфа-Банка. При этом компания «Альфа-Лизинг» продолжит свою работу.
По собственным данным, региональная сеть Европлана насчитывает 92 офиса в разных городах России, портфель — 167 тыс. клиентов. В 2024 г. в лизинг компанией было передано 58 тыс. единиц автомобилей и различной автотехники. По данным исследования «Эксперт РА», за девять месяцев 2024 г. Европлан занял шестое место в общем рэнкинге по сумме всех сегментов лизинга среди более 100 российских компаний.
Ранее DK.RU сообщал, что российские перевозчики массово возвращают взятые в лизинг большегрузы, а продажи новых крупнотоннажных машин за пять месяцев 2025 г. снизились на 55,9% год к году.
В итоге на складах лизингодателей скопился большой запас изъятой техники, хранить которую нерентабельно из-за высоких арендных ставок, а продавать через дилерские центры неинтересно из-за их наценок. Это подтолкнуло крупнейших игроков к созданию сети торговых площадок (хабов) для реализации лизинговых машин со скидками. В 2026 г. будет создано около десятка таких хабов. Компании надеются, что собственные «автосалоны» как минимум в два раза увеличат прежние продажи.
Как подсчитало рейтинговое агентство «Эксперт РА», объем нового бизнеса в лизинговых компаниях за 9 мес. 2025 г. составил 1,38 трлн руб., что на 47,7% ниже год к году. По итогам года объем нового лизингового бизнеса может снизиться на 45%, до менее 2 трлн руб. Эксперты лизинговой сферы рассказали DK.RU, как компании справляются с критической ситуацией.